Черкесы в Египте

Черкесы в Египте
Диаспора
zara
Фото: Адыги.RU
21:37, 09 август 2012
5 385
0
Формирование черкесской группировки в Египте. Появление черкесов (адыгов) в странах Северной Африки, как и в целом в арабском мире, связано с традицией привлечения на службу воинов из других стран. Аббасидские халифы (в Багдаде) содержали наемные войска, формировавшиеся из берберов, хорасанцев, тюрков и др. Наряду с наемными войсками, требовавшими значительных расходов, халифы стали использовать также отряды рабов-африканцев «зинджей». В условиях мятежей феодалов, бунтов наемных войск и усиливавшихся восстаний в завоеванных территориях, халифы стали формировать отряды своих гвардейцев из рабов-немусульман. Халиф Мамун (813-833) сформировал отряд своих телохранителей из мамлюков. Следующий халиф Мутасим (833-842) также комплектовал дворцовую стражу из гулямов1.
Черкесы в ЕгиптеФормирование черкесской группировки в Египте. Появление черкесов (адыгов) в странах Северной Африки, как и в целом в арабском мире, связано с традицией привлечения на службу воинов из других стран. Аббасидские халифы (в Багдаде) содержали наемные войска, формировавшиеся из берберов, хорасанцев, тюрков и др. Наряду с наемными войсками, требовавшими значительных расходов, халифы стали использовать также отряды рабов-африканцев «зинджей». В условиях мятежей феодалов, бунтов наемных войск и усиливавшихся восстаний в завоеванных территориях, халифы стали формировать отряды своих гвардейцев из рабов-немусульман. Халиф Мамун (813-833) сформировал отряд своих телохранителей из мамлюков. Следующий халиф Мутасим (833-842) также комплектовал дворцовую стражу из гулямов1.

Воины-невольники из других стран были выгодны халифам. Они не имели корней и каких-либо связей с местным населением новой для них страны, повиновались только своим халифам. В ту эпоху среди халифских мамлюков стали появляться и кавказцы, в том числе и адыги (черкесы) (зихи, касоги)2.

Со временем, халифские гвардии усилились настолько, что стали смещать неугодных им халифов и возводить на престол других. Реальная власть перешла от халифов к гвардейским начальникам. Традиция использования мамлюков на военной службе, главным образом, в качестве дворцовой стражи получила дальнейшее развитие в провинциях распадавшегося Аббасидского халифата. Мамлюкские гвардии содержали правившие в Египте династии Тулунидов (868-905), Ихшидидов (935-969) и Фатимидов (969-1171).

Приток мамлюков в Египет стал возрастать в эпоху правления Айюбидов (1171-1250). В этот период черкесы уже составляли одну из основных этнических групп мамлюкской гвардии и уступали по численности только тюркским мамлюкам. Основатель династии Айюбидов Салах-ад-Дин (1171-1193) проводил активную экспансионистскую политику. Его войска завоевали Йемен, Киренаику и Триполитанию (территория современной Ливии), закрепили вассальное положение Нубии (территория Судана). Ему подчинялись территории Сирии и Северного Ирака. В июле1187 г. объединенные мусульманские войска разгромили крестоносцев при Хиттине (в Палестине). Вскоре был захвачен и Иерусалим. В этих сражениях отличились мамлюки Салах-ад-Дина. Являясь главной опорой Айюбидов, мамлюкская гвардия стала активно вмешиваться в государственные дела.

Численность черкесской группировки возросла в период правления бахритских или тюркских султанов (1250-1382). В бахритский период преобладали мамлюки тюркского происхождения: туркмены, малоазийские турки, кипчаки и др. Черкесы были вторыми по численности. Из среды черкесских мамлюков вышли многие эмиры, наместники, а также султан Бейбарс II аль-Джашангир (1309-1310). По мнению ряда авторов, черкесами были также султаны Сайф ад-Дин Кутуз (1259-1260), Бейбapс I аль-Бундукдари (1260-1277), Калаун аль-Алфи (1280-1290), Халил Бен Калаун (1290-1293), ан-Насир Насир ад-дин аль-Хасан (1347-1351, 1354-1361), ас-Салих Салах ад-дин Салих (1351-1354).

При бахритских султанах мамлюкам удалось не только отразить внешнюю агрессию, но и расширить границы империи. В сентябре 1260 г. в Палестине в местности Айн-Джалут мамлюки разгромили монгольские войска. Мамлюки также изгнали отряды крестоносцев из крепостей на территориях Сирии, Ливана и Палестины. В 1375 г. они захватили Киликию (малую Армению)3. Черкесские мамлюки, возглавляемые Бейбарсом Джашангиром, сыграли решающую роль в разгроме войск ильханского правителя Махмуда Газана, вторгавшихся в Сирию в 1299 и 1303 гг.

Усиление черкесской группировки связано с периодом правления султана Калауна, который сформировал отряд своей гвардии из черкесов и изолировал его от других мамлюкских частей. Так появилась обособленная группировка черкесских или бурджитских мамлюков. Название бурджи происходит от арабского слова «бурдж» — башня, так как эта группировка размещалась в башнях Каирской цитадели. В ту эпоху увеличился приток черкесов в Египет, что было связано с политикой султана Калауна и с расширением генуэзской посреднической торговли на Северном Кавказе. Регулярно в генуэзский центр в Крыму Кафу отправлялись корабли египетских султанов за черкесскими воинами. В египетские порты Дамиетту и Александрию ежегодно доставлялось около 2000 молодых мамлюков, преобладающую часть которых составляли черкесы. Гвардия султана Калауна насчитывала 3700 солдат. В годы правления султана Халила бен Калауна численность черкесских воинов составляла 5700 человек и превышала численность тюркских воинов.

С ростом численности и усилением черкесской группировки обострялось ее соперничество с тюркской группировкой. В 1293, 1309 и 1346 гг. проходили вооруженные столкновения между черкесской и тюркской группировками. Непрекращающаяся борьба между тюркской и черкесской группировками завершилась победой черкесов в 1382 г., когда лидер черкесских мамлюков эмир Баркук ибн Анас сместил правящего султана Хаджжи II и был провозглашен султаном. Так начался период правления черкесских султанов4.

Период правления черкесских султанов (1382-1517). Султан Баркук кардинально изменил этнический состав армии и административного аппарата. На высшие и средние посты стали назначать представителей черкесской группировки.

Черкесские султаны:

1. Захир Сайф ад-Дин Баркук (1382-1399);

2. Насир Насир ад-Дин Фарадж (1399-1405);

3. Мансур Изз ад-Дин Абдульазиз (1405);

4. Насир Насир ад-Дин Фарадж (1405-1412) вторично;

5. Адиль Мустаын (1412) – аббасидский халиф, провозглашённый султаном;

6. Муайад Шейх (1412-1421);

7. Музаффар Ахмед (1421);

8. Захир Сайф ад-Дин Татар (1421);

9. Салих Насир ад-Дин Мухаммед (1421-1422);

10. Ашраф Сайф ад-Дин Барс-бей (1422-1438);

11. Азиз Джамал ад-Дин Юсуф (1438);

12. Захир Сайф ад-Дин Джакмак(1438-1453);

13. Мансур Фахр ад-Дин Осман (1453);

14. Ашраф Сайф ад-Дин Инал (1453-1461);

15. Муайад Шихаб ад-Дин Ахмед (1461);

16. Захир Сайф ад-Дин Хушкадам (1461-1467);

17. Захир Сайф ад-Дин Билль-бей (1467);

18. Захир Тимурбуга (1467-1468);

19. Ашраф Сайф ад-Дин Каит-бей (1468-1496);

20. Насир Мухаммед (1496-1498);

21. Захир Кансав (1498-1500);

22. Ашраф Джанблат (1500-1501);

23. Ашраф Кансав Гури (1501-1516);

24. Ашраф Туман-бей (1516-1517).

В эпоху правления черкесских султанов осуществлялся массовый перевоз наёмников и родственников черкесских эмиров с Северного Кавказа в Египет. Численность черкесских воинов без учёта их семей и черкесов-сотрудников административного аппарата и членов их семей, в указанный период находилась в пределах от 5000 до 25000 человек.

В период правления черкесских султанов Египетское государство включало территории: собственно Египта, Сирии, Палестины, Ливана, Судана, Ливии, Малой Армении, острова Кипр. В вассальной зависимости от египетских султанов находились: Хиджаз, Йемен и Хабеш, включавшие прибрежную часть Судана, Эритрею и часть Сомали; туркменские государства в Малой Азии — Зулгадыр и Караманидов.

Египетское государство являлось феодальной, военно-теократической деспотией. Формально египетские султаны признавали идею халифата и придерживались ортодоксального направления в исламе — суннизма.

Главой государства был султан, который избирался из среды высших эмиров и считался «первым среди равных». Султан был абсолютным монархом, главой светской и духовной власти. Только особо важные вопросы предварительно обсуждались с эмирами — членами султанского совета (маджлис ас-салтана). Султан назначал высших чиновников: вице-султана, государственного секретаря, религиозных цензоров или инспекторов, руководителей всех диванов. Являясь духовным главой, султан назначал всех верховных кади (кади – судья-чиновник, отправляющий правосудие на основе шариата) четырех мазхабов (мазхаб – богословско-правовая школа) и четырех муфтиев (муфти – знаток шариата, дающий разъяснение его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам). Религиозный характер власти султанов всячески подчёркивался их окружением. Слово султан в официальных документах упоминалось в сочетании с Аллахом. Султаны покровительствовали священным городам мусульман. Они носили титул «султан ислама и мусульман». Египет в данную эпоху считался центром мусульманского мира. Резиденция черкесских султанов находилась в Каирской цитадели.

Главной опорой власти черкесских султанов была армия, состоявшая из профессиональных частей. Она пополнялась за счет приобретения новых мамлюков. Лучшую часть армии составляла мамлюкская кавалерия. Во время крупномасштабных войн создавались также вспомогательные отряды из бедуинов и феллахов. При черкесских султанах был создан и мощный военный флот, который осуществлял плавания по Средиземному, Черному, Эгейскому, Красному морям, к побережью Индии и т. д. Флот обеспечивал военное доминирование Египта и безопасность торговли с отдаленными регионами.

Мамлюков могли приобретать только султан и эмиры. Юных мамлюков отправляли в военные школы, где их обучали владению разными видами оружия, верховой езде, основам ислама, преданности своему господину. К концу обучения мамлюки становились искусными воинами, сплочёнными между собой. Мамлюки получали свидетельство об окончании военной школы, личную свободу, феодальный лен (земельное владение за несение службы), оружие, лошадь и т. п.

Мамлюки находись на службе у султана (мамалик ас-султанийя), либо у эмиров (мамалик аль-умара). Султанские мамлюки находились в привилегированном положении; обучались в лучших школах, имели больше возможностей для продвижения по службе. Численность султанских мамлюков при разных правителях колебалась от нескольких сот до 10000 человек. Султанские мамлюки подразделялись на разные категории. Особо привилегированным был статус «домашних» мамлюков (аль-хассакийя) — приближенных султана, исполнявших его поручения. Привилегированным было и положение воинов-гвардейцев правящего султана (муштарават, джильбан, аджлаб). В менее привилегированном положении находились воины, перешедшие на службу к правящему султану от прежнего султана (мамалик ас-салатин аль-мутакаддима, каранис). Каждая из групп каранис носила название, образованное от имени бывших своих хозяев: «Захирийя» от имени Захира Баркука; «Насирийя» — от имени Насира Фараджа и т. п. Мамлюки, перешедшие на службу к султану от эмиров (сайфийя) испытывали на себе всю тяжесть военной жизни. Они проходили службу на окраинах империи, участвовали в длительных походах и т. д. Казарменные мамлюки (мамалик ат-табакат) еще не были свободны. Несли службу на стенах цитадели в качестве стражей. Между разными категориями мамлюков царил дух соперничества.

Эмиры — офицеры армии подразделялись на следующие ранги: эмир сотни, эмир сорока, эмир десяти, эмир пяти. Как правило, эмиры сорока увеличивали число своих воинов до 70-80 человек. Эмиры сотни также держали на службе значительно большее число воинов, а во время войн командовали еще 1000 воинов «халка», формировавшихся из местного населения. Эмиры сотен и сорока содержали при себе оркестры. Мамлюк мог быть произведен в ранг эмира только указом султана. Титулы и ранги не передавались по наследству. Сыновья эмиров уже не входили в правящий класс. Они могли идти на службу в армию в отряды «халка», а также пополнять административный аппарат. Эмиры получали лен и ежегодное жалованье. Довольно часто родственники султанов и высших эмиров, переселявшиеся с Кавказа в Египет, сразу же получали звания эмиров, высокие посты в армии и административном аппарате, что вызывало недовольство мамлюков, десятилетиями ожидавших повышения по службе.

Мамлюки разных категорий и рангов находились в довольно сложных взаимоотношениях, которые регулировались кодексом чести. Независимо от служебной карьеры мамлюк сохранял преданность своему первому хозяину — «устазу», который его обучал и дал свободу. Во время обучения в военной школе у молодых мамлюков были воспитатели, к которым они относились как к старшим братьям. Мамлюки одного выпуска школы, одного эмира были связаны союзом «хушдашия» — своего рода союзом братства. Они поддерживали друг друга на службе, старались выдвигать на пост султана своего представителя и т. п. В свою очередь, один из хушдашей, ставший султаном, назначал на все ключевые посты своих «братьев». В целом, в период правления черкесских султанов мамлюки представляли собой военно-феодальную аристократию, осуществлявшую управление страной5. Подавляющее большинство эмиров и значительную часть мамлюков-воинов составляли собственно черкесы (адыги (черкесы)). Считавшие себя высшей кастой, они не смешивались с арабским населением.

Основная масса черкесов в Египте владела арабским языком в недостаточной степени. Значительное число их попадало в Египет уже во взрослом возрасте. К тому же их высокий социальный статус позволял им не изучать язык простого народа. По свидетельствам современников, знание арабского и тюркского языков у мамлюков-воинов ограничивались, как правило, военной терминологией и чтением мусульманских молитв. Арабским языком слабо владели многие эмиры, и даже султаны.

Ещё одной из опор власти султанов был административно-бюрократический аппарат, возглавляемый везиром. При везирах действовал Высокий Совет (аль-маджлис аль-али), заседавший в цитадели. Административный аппарат состоял из диванов, также размещавшихся в цитадели. Наиболее важными диванами были: диван по делам армии, высокая канцелярия, диван по делам вакуфов, диван по делам государственных финансов и др.

В административно-территориальном отношении египетская империя подразделялась на наместничества (три в самом Египте и семь в Сирии), управлявшиеся наместниками (наибами). Назначались наибы султаном из числа старших эмиров. Наиб был светским и духовным главой в своём наместничестве. Нижний (Северный) и Верхний (Южный) Египет состояли из 20 провинций (амаль), во главе которых назначались губернаторы (вали). Большие города также управлялись губернаторами.

Довольно развитой и сложной была при черкесских султанах и судебная система. Правом верховного суда обладали султан и наибы. Существовали следующие виды судов: шариатский суд (када), рассмотрение несправедливости, религиозная цензура. Шариатский суд возглавляли четыре верховных кади, обладавшие полной юрисдикцией по торговым и уголовным делам, по делам, связанным с движимым и недвижимым имуществом, по вопросам семейно-брачного и наследственного права. Каждый верховный кади имел свою тюрьму. Дела военнослужащих и гражданских лиц, чья деятельность связана с армией, рассматривались военными кади. Существовал также суд, разбиравший жалобы на представителей власти. Такие дела передавались на рассмотрение султану. Религиозные цензоры — мухтасибы обладали полномочиями налагать наказания за мошенничество в торговле (конфискация товара). Немалая доля власти была сосредоточена в руках начальников городской полиции. Они обладали полномочиям судебного следователя и пристава, а также могли налагать наказания соответственно законам, не передавая дела на рассмотрение кади.

Система землевладения также соответствовала сущности военно-теократического государства. Верховным собственником земли являлось государство. Султан наделял феодалов участками за несение службы. Феодалы, в свою очередь, сдавали землю в аренду феллахам на условиях уплаты налогов и поборов. На казенных землях рента-налог шла в пользу государства. Наиболее распространёнными были земли категории икта, передававшиеся феодалам в пожизненное владение. Земли категории ризк распределялись султанами в качестве дара и делились на военные и религиозные. Военные ризки предоставлялись: эмирам и воинам, уволенным со службы по состоянию здоровья, либо по возрасту; эмирам и воинам, уволенным со службы по политическим мотивам; жёнам, вдовам и сиротам эмиров, детям знатных эмиров. Религиозными ризками наделялись представители духовенства.

Категория мульк представляла собой пожизненное и наследственное землевладение, не обусловленное несением военной службы. К этой категории относились земли, входившие в домен султана, часть земель эмиров и городской знати. Следует отметить, что воины не жили на своих участках земли. Они проживали по месту службы, преимущественно в Каире и других городах. Управление хозяйством осуществлялось аппаратом чиновников. Вакуфные земли находились во владении мусульманских религиозных учреждений. При черкесских султанах часть вакуфов переходила в категорию икта и распределялась между мамлюками6.

В период правления черкесских султанов шло расширение ирригационной системы, развитие ремёсел и торговли. Значительным был доход государства от транзитной торговли. Занимая выгодное географическое положение, Египет после падения Багдада, стал главным центром торгового обмена между Европой, Азией и Африкой.

В эпоху правления черкесских султанов в Египте наблюдался подъём культуры и искусства. Султаны приглашали из соседних стран лучших учёных, богословов, поэтов, художников и др. В Египте жил знаменитый арабский историк и философ из Туниса Ибн Халдун (1332-1406); известные историки-хронисты Ахмед аль-Макризи (1364-1442). Ибн Тагри Бирди (1409-1470), Ибн Ийас (1448-1524), Аль-Калькашанди (1355-1418), Сахави (ум. в 1497). Особое развитие получила архитектура. Султаны, стремившиеся превзойти своих предшественников, строили соборные мечети, мавзолеи, госпитали, крепости, мосты, школы. Среди шедевров зодчества мамлюкско-черкесского периода можно отметить мечети-мавзолеи султанов Барс-бея, Муайада, Каит-бея, Кансава Гури и др. После османского завоевания египетская культура пришла в упадок.

В эпоху черкесских султанов Египет был самой могущественной державой Восточного Средиземноморья. С армией черкесских султанов считались все соседние государства. В 1393-1394 и в 1400-1401 гг. они отразили нашествия армии среднеазиатского правителя эмира Тамерлана. Султан Шейх Муайад нанёс поражение туркменскому правителю Кара Юсуфу в1417 г. Султан Сайф ад-Дин Барс-бей осуществил завоевание острова Кипр в 1424-1426 гг.

На протяжении ХV в. происходил процесс ослабления Египетского государства. Увеличивалось налогообложение, подрывались производительные силы. Феодальные междоусобицы (за высокие посты, земельные владения) ослабляли страну. Вспыхивали восстания рабов и волнения горожан. В целом, к концу XV в. Египетское государство переживало глубокий социально-экономический и политический кризис.

Обострялись и египетско-османские отношения. Османские правители, контролировавшие пути, стали препятствовать доставке в Египет новых воинов с Северного Кавказа и стратегического сырья из соседних регионов. В1475 г. османы захватили Кафу и несколько генуэзских колоний в Черкесии. В 1479 и1484 гг. османская армия совершила походы в Западную Черкесию, во время которых на Черноморском побережье Кавказа были разгромлены пункты сбора мамлюков. Противоборство двух держав переросло в первую Османо-египетскую войну (1485-1491). Боевые действия проходили на территории малоазиатских княжеств. Египетские войска трижды разгромили превосходившую по численности османскую армию. По договору, заключенному в1491 г., Османская империя отказалась от притязаний на Альбистан и Киликию. Соперничество двух держав продолжалось.

В начале XVI в. Египет подвергся нападениям португальского флота. В 1500 г. португальский флот уничтожил у берегов Индии 10 египетских кораблей. Португальцы стали совершать нападения на побережье Индии, Аравии и Восточной Африки. Они захватывали и жгли торговые корабли, терроризировали мусульманское население. В марте 1508 г. около Чаула (к югу от Бомбея) египетский флот разгромил португальскую эскадру, однако в феврале 1509 г. потерпел поражение в сражении возле Диу. Португальцы стали захватывать побережье Персидского залива. В 1513 г. египетским войскам удалось отразить нападения португальцев на Аден и Суакин. В 1515 г. султан Кансав Гури восстановил египетский красноморский флот7.

В1512 г. на Евфрате произошли столкновения мамлюков с войсками иранского правителя Исмаил-шаха. Султан Кансав Гури готовился к отражению нашествия иранских войск, но не стал вмешиваться в войну Османской империи с Ираном в1514 г. После разгрома иранской армии, султан Османской империи Селим I Явуз приступил к организации похода на Египет. Официальной целью похода было провозглашено освобождение египетских мусульман от мамлюков, которых он объявил предателями ислама.

В октябре1515 г. султан Египта Кансав Гури объявил мобилизацию, однако среди эмиров не было единства. Многие воины бунтовали и требовали жалованья. Крестьянские массы всячески саботировали мобилизационные мероприятия, а во многих районах отказывались повиноваться властям. 5 августа1516 г. османская армия перешла границу. Началась вторая Османо-египетская война. Султан Кансав Гури во главе армии в 60 тыс. человек (из которых 12-15 тыс. были мамлюкские воины) занял позиции в Северной Сирии вблизи Халеба. Османская армия значительно превосходила египетскую по численности, по оснащенности огнестрельным оружием и, особенно, артиллерией. Османы также подготовили специальные укрытия из связанных телег и древесных завалов. 24 августа1516 г, в местности Мардж-Дабик (севернее Халеба) произошло одно из крупнейших сражений в мировой истории. Вначале мамлюки успешно отбили атаки османской сипахийской кавалерии, уничтожив около 10000 воинов. Вскоре ситуация переменилась, сражавшиеся мамлюки были возмущены тем, что султанская гвардия стоит в резерве. Часть мамлюков отказалась продолжать бой и покинула правый фланг. Вслед за этим командовавший левым египетским флангом эмир Хайр-бей (находившийся в сговоре с Селимом I), отвёл свои отряды. Османская армия перешла в наступление. К полудню остальные мамлюкские отряды стали отступать. Султан Кансав Гури умер от апоплексического удара. После поражения мамлюкской армии вспыхнули восстания в Халебе, Айнтабе и других городах Сирии, Ливана и Палестины; мамлюкские гарнизоны изгонялись. Часть черкесских воинов перешла на сторону победителей.

Османские войска заняли Сирию и Палестину. Султан Селим I присвоил себе титул «султан ислама», который прежде носили мамлюкские султаны. Селим I предложил лидерам черкесов заключить мир на унизительных условиях: признать Селима в качестве халифа правоверных, стать его вассалами и платить дань. Черкесские эмиры отклонили это предложение и готовились к продолжению войны.

Новый черкесский султан Туман-бей в кратчайший срок собрал и реорганизовал остатки мамлюкской армии, сформировал отряды наёмников, увеличил артиллерию. Туман-бей подготовил позиции возле Каира в районе Риданийи и выставил сорокатысячную армию. Всё же, несмотря на предпринятые меры, в египетской армии царил разлад. Магрибинские артиллеристы и горожане отказывались идти в бой. Среди эмиров были предатели, передававшие Селиму I информацию о египетской армии. 22 января1517 г. разыгралось второе крупномасштабное сражение между египетской и османской армиями. Пользуясь численным превосходством и сведениями о диспозиции египетской армии, османские войска окружили её. Атака черкесской кавалерии не принесла желаемого результата. По данным современников, сам султан Туман-бей в том бою зарубил значительное число османских воинов, включая великого везира Синана Юсеф-пашу. Однако силы были неравны. Под плотным огнем османов египетская армия отступила, оставив на поле боя около 25000 трупов.

Османы заняли Каир. Попытки султана Туман-бея взять реванш успеха не имели. Селим I развернул репрессии против мамлюков; их гарнизоны изгонялись из городов Нижнего Египта. Туман-бей при поддержке бедуинов развернул партизанскую войну в Среднем и Верхнем Египте. В марте 1517 г. бедуины покинули Туман-бея. Вскоре Туман-бей был предан бедуинами и выдан османским войскам. Империя черкесских султанов прекратила своё существование8.

Черкесы в Египте в период османского правления. После окончания военных действий Селим I провёл в Египте некоторые преобразования и, прежде всего, осуществил перераспределение земель. Все мамлюкские икта, ризки и большинство вакуфов отошли к казне. Конфискованы были также дома и другое имущество мамлюков. Налоги, собранные в1517 г., поделили между феллахами и управляющими. По данным очевидца событий Ибн Ийаса, Селим I, покидая Египет, увёз с собой тысячу верблюдов, груженных золотом и серебром. Вывозилось также конфискованное у мамлюков имущество (оружие, предметы роскоши, лошади и др.).

Вскоре Египет и Сирия получили своеобразный автономный статус. Пожизненным правителем Египта был назначен черкесский эмир Сайф ад-Дин Хайр-бей, правителем Сирии — черкесский эмир Джанберди аль-Газали. Оба эмира во время войны перешли на сторону османов. Они содержали собственные войска и администрацию. Из уцелевших в боях мамлюков был сформирован черкесский кавалерийский корпус — «джемаат аль-джеракис». Хайр-бей носил титул «малик аль-умара» (король эмиров) и даже не платил дани Селиму I. Черкесские правители сохранили и традиционную систему приобретения, обучения и выдвижения мамлюков. В то же время оба правителя сохраняли лояльность Османской империи.

Ситуация изменилась после смерти Селима I (22 сентября1520 г.). Эмир Газали, опираясь на черкесов и бедуинов, поднял восстание и объявил об отложении от Османской империи. Он принял титул короля «аль-малик аль-ашраф» и начал чеканить собственную монету. Войска Газали разгромили и изгнали османские гарнизоны из Дамаска, Бейрута, Триполи и других городов Сирии. Несмотря на военные успехи, восстание Газали не получило широкой поддержки в регионе. К нему присоединились лишь друзы и некоторые бедуинские племена. В декабре1520 г. войска эмира Газали, насчитывавшие 23000 человек, отступили из-под Халеба, куда прибыли новые части османской армии. 27 января1521 г. в сражении под Дамаском войска эмира Газали потерпели поражение, потеряв 3060 человек убитыми. Автономный статус Сирии был упразднён. Территорию Сирии разделили на три эйялета (губернии), управлявшиеся османскими пашами.

В октябре1522 г., после смерти правителя Египта Хайр-бея, османские власти упразднили вассальное мамлюкское королевство. Египет получил статус эйялета во главе с бейлербеем. Черкесский корпус был расформирован и включен в состав семи корпусов османской армии, дислоцировавшихся в Египте. На мамлюкских вали и бедуинских шейхов возлагались функции османских санджакбеев (наместников). Османские наместники в Египте стали ежегодно отправлять в Стамбул дань в размере 100000 динаров.

Черкесским лидерам всё же удалось сохранить свой высокий социальный статус. Их назначали наместниками провинций и округов. Они богатели на сборах налогов и постепенно выходили из-под контроля османских властей. Продолжала действовать и традиционная система пополнения мамлюкских отрядов за счет завоза невольников и наемников9. Уже в конце XVI в. мамлюкские беи стали принимать активное участие в политической жизни, а на протяжении XVII в. вели борьбу за власть а Египте.

Новое усиление позиций мамлюкских беев относится к первой половине ХVIII в. Вся полнота власти в стране была сосредоточена в руках 24 наиболее могущественных мамлюкских беев — губернаторов провинций. Каждый из беев имел значительные земельные владения и содержал собственный отряд численностью в 400-800 воинов. В целом, к середине XVIII в. две трети всех земель Египта находились во владении мамлюкских беев. Годовое содержание одного бея в среднем составляло 2500 ливров. Из их среды избирались два правителя: шейх-эль-белед, возглавлявший гражданскую власть, и шейх эль-хадж — главнокомандующий войсками10.

К тому времени изменился и этнический состав мамлюкских отрядов. В XVII — начале XVIII в. возрос удельный вес выходцев из Закавказья (мегрелов, абхазов) и Восточной Европы (южных и восточных славян, венгров и др.). По традиции, мамлюкские отряды продолжали называться «черкесскими». Сохранилось значительное количество источников, в которых содержатся описания образа жизни и быта мамлюков XVIII в. В них отражены основные этнические группы в мамлюкском корпусе. Нередко в различных источниках к именам мамлюкских беев добавляются и термины, обозначающие этническую принадлежность (курд-бей; арнаут-бей; джеркаси и т. п.). Османский наместник в Сирии Ахмед Джеззар-паша, начинавший службу в одном из мамлюкских отрядов, указал три основные этнические группы мамлюков – абхазов, грузин и черкесов11. При закупке невольников беи отдавали предпочтение своим землякам. «Невольники эти, — писал Наполеон Бонапарт, — должны быть или дети их, или черкесы, но не могли быть ни туземцы, ни аравы»12.

Мамлюки, как и прежде, вели довольно изолированный образ жизни. Они не допускали смешанных браков с египтянами-арабами. Арабский историк-хронист Ал-Джабарти отметил: «бывало если даже знатный среди них (арабов – А. К.) сватался к самой последней из женщин мамлюков, то она не соглашалась, испытывая чувство брезгливости и отвращения при мысли о сближении с ним» 13.

Большую часть времени мамлюки проводили в боевых учениях (скачках, стрельбе, фехтовании). Современники высоко отзывались о боевой подготовке мамлюков, называли их кавалерию «лучшей в мире». Многие авторы также отмечали, что мамлюки были жестоки и склонны к бунтарству, но при этом сами же объясняли данное обстоятельство тем, что мамлюки попадали в Египет ещё в детском возрасте и вырастали там, в военных школах, в условиях жесткой дисциплины. Французский исследователь Клот-Бей подчеркнул: «Легко понять, что в людях, которые в детстве своем не испытывали семейной любви и ласки, которых переселяют в чужое общество, непривязывающее их к себе никакими узами родства, никаким чувством детской нежности, что в этих людях не могут существовать чистые, нежные и высокие чувства, подавляемые горестным рабством в самой колыбели»14.

В 1770 г. лидер мамлюков Али-бей, воспользовавшись Русско-турецкой войной, провозгласил независимость Египта и развернул боевые операции против османских войск, но 1773 г. погиб в междоусобной войне15. Попытки османских властей восстановить контроль над Египтом в 1786-1787 гг. успеха не имели.

Черкесы в Египте в конце XVIII-XIX в. Конец XVIII и начало XIX в. стали эпохой заката многовекового правления мамлюков в Египте и, прежде всего, это было связано с вторжением армии Наполеона Бонапарта. В1798 г. Наполеон с тридцатитысячным экспедиционным корпусом вторгся в Египет. Междоусобицы в стране, а также превосходство передовой европейской тактики обеспечили успех французской армии. Разгромив в решающем сражении у Пирамид мамлюкское войско (21 июля1798 г.), французы заняли Каир. Мамлюки понесли значительные потери и вынуждены были отступить в Верхний Египет. Несмотря на ряд одержанных побед, французам не удалось продержаться длительное время в Египте. На борьбу с ними поднялись жители Каира, феллахи и бедуины. Мамлюки развернули партизанскую войну. Британские войска уничтожили флот Наполеона в августе1798 г. В сентябре1798 г. султан Османской империи Селим Ш, стремившийся восстановить контроль над Египтом, объявил войну Франции. Экспедиционный корпус Наполеона был вынужден капитулировать в1801 г.

Военные действия не прекратились после ухода французов; борьба за власть развернулась между мамлюками и османскими войсками. В 1803 г. албанский отряд, прибывший в составе османских войск, заключил союз с мамлюками. В 1804 г. союзники нанесли поражение османским войскам и повели борьбу между собой. Жители Каира провозгласили правителем Египта командира албанцев Мухаммеда-Али. Мамлюки, неудачно осаждавшие Каир в течение четырёх месяцев, отступили на юг16. В итоге, страна была разделена на две части: Верхний Египет остался под контролем мамлюков, Нижний Египет оказался во власти Мухаммеда-Али. В 1811 г. в Каире Мухаммеду-Али удалось путём военной хитрости уничтожить 500 мамлюкских беев. Вслед за этим начались репрессии против мамлюков по всей стране. Некоторые мамлюки ушли в Верхний Египет. Часть их укрылась в Сирии и Судане, небольшая часть перешла на службу к новому правителю17. По данным арабского историка-хрониста Джабарти, во время этих событий было уничтожено более одной тысячи мамлюков и кяшифов (наместников)18.

В результате многочисленных боевых действий, охвативших Египет на рубеже XVIII и XIX вв., численность мамлюков сократилась в значительной степени. По данным современников, общая численность мамлюков во второй половине XVIII в. составляла 60-70 тыс. человек, которые могли выставлять 10-12 тыс. воинов. После войн конца XVIII — начала XIX в. их численность в стране снизилась до 5000 человек19.

В первой половине XIX в. стал возрастать приток кавказских невольников и иммигрантов в страны Ближнего Востока и Северной Африки. Потомки мамлюков в Египте выкупали своих земляков у торговцев, освобождали их и оказывали помощь в обустройстве на новом месте. Со временем бывшие невольники восстанавливали связи со своими родственниками на Кавказе, а нередко и перевозили их в Египет. Так, командующий гарнизоном в Александрии, выходец из Западной Черкесии (Абадзехии) Ибрагим-бей в сентябре 1848 г., получив предварительно разрешение в российском консульстве в Александрии, увез в Египет своих двоих братьев и сестру с мужем, проживавших на р. Курджипсе20. Египетский чиновник черкес Хуршид-Эффенди в ноябре 1848 г. обратился в российское консульство в Александрии с просьбой – предоставить разрешение на выезд к нему его матери и сестре, проживающих на р. Кубани21. В мае 1868 г. российский консул в Каире отмечал: «…в наши консульства приходят весьма часто просить нашего подданства черкесы и черкешенки, или вывезенные малолетними из Кавказа или выбывшими оттуда без законных видов»22.

В годы массового выселения черкесов в Османскую империю увеличился их приток в Египет. Значительную часть черкесских мальчиков и юношей по приказу хедива Исмаила устраивали в различные приюты, а позднее в военные училища. Численность черкесских иммигрантов, обосновавшихся в тот период в Египте, составляла несколько сот человек23.

После ликвидации мамлюков как политической силы в 1811 г. правитель Мухаммед-Али переменил своё отношение к мамлюкам — объявил об их помиловании. Семьям погибших стали возвращать конфискованное имущество, ценности и т. п. Мухаммед-Али уделял серьезное внимание созданию новой боеспособной армии, сформированной по европейской системе. Не отказался он и от традиции привлечения на службу мамлюков. Для обучения мамлюков (около 1000) в Ассуане учредили трехлетнюю военную школу, в которой преподавали инструкторы из Западной Европы. Ещё одна группа черкесских мамлюков была собрана в Каире и зачислена в состав гвардии правителя24. Детям погибших черкесских беев Мухаммед-Али предоставил возможность получить образование в Европе25.

В годы правления Мухаммеда-Али (1805-1848) вновь возросло влияние черкесской военно-чиновничьей группировки в стране. Уже к 30-м гг. XIX в. в высшем офицерском корпусе египетской армии преобладали черкесы и представители других кавказских народов. В отношении египетского офицерского корпуса российский генерал Н. Муравьёв писал следующее: «Высшие должности, как то мир-алая (полкового командира), мир-лива (бригадного командира) и т. д. замещаются большею частью черкесами, абазинами и другими кавказскими горцами, захваченными в малолетстве в плен, которых Мегмед-Али воспитывал за свой счёт и потом вместе с определением их на службу в регулярные войска освобождает»26. Русский путешественник А. Рафалович, посетивший Египет в 1847 г., отметил, что «многие из турецких чиновников в Египте суть прежние пашинские мамлюки, привезенные в детстве из этих последних областей (Кавказа – А.К.), почему при встрече с русскими они непременно расспрашивают про свою родину»27.

Среди черкесских офицеров, занимавших высокие посты во время правления Мухаммеда Али и его преемников, можно отметить следующих. Махмуд Нами, получив образование во Франции, в 1834 г. занимал пост губернатора Сирии, в 1848-1859 гг. — пост министра финансов Египта. Генерал Ахмед Рашид Хусни-паша получил образование во Франции, в 1877-1878 гг. командовал контингентом египетских войск на Балканах (в составе османской армии). Мухаммед Ратиб-паша — один из личных телохранителей правителя Саида-паши (1854-1863), получив военное образование во Франции, с 1864 по 1879 г. в звании маршала был главнокомандующим египетской армии. Генерал Исмаил-паша Айюб возглавлял министерство общественных работ в 1881-1882 гг. и министерство внутренних дел в 1883 г. Генерал Омар Лутфи-паша — губернатор Александрии в 1870-х гг.; генерал Осман Рифки-паша — военный министр при хедивe Исмаиле (1863-1879); генерал Юсуф-паша — командир одной из египетских дивизий и многие другие28.

По сведениям У. Мюира, в период с 1824 г. до конца XIX столетия, преобладающую часть командных постов египетской армии занимали офицеры иностранного происхождения, около половины, которых были черкесы29.

Представители черкесской офицерской верхушки получали назначения в государственном аппарате, были наместниками в провинциях и т. п. Многие из них становились обладателями крупных земельных наделов. Еще в начале тридцатых годов XIX в. Мухаммед-Али приступил к раздаче земель своим приближённым. Так, служивший при дворе черкес Хасан Абаза получил 4000 федданов (1 феддан — 0,42 га) земли. Его сын Саид Абаза, также служивший при дворе, получил 6000 федданов земли и 50 деревень30. Некоторые из черкесских офицеров породнились с семьями правителей. Известно, что среди жен хедивов были черкешенки31.

Таким путём черкесские офицеры и чиновники пополнили политическую элиту Египта. Следует указать, что среди приближённых правителей не было собственно египтян-арабов. Ближайшее окружение хедивов состояло из лиц иностранного происхождения — черкесов, турок, албанцев, курдов и др. Современники образно называли политическую элиту Египта турецко-черкесской, либо черкесской. Общая численность турецко-черкесской группировки на протяжении XIX в. колебалась в пределах 20-40 тыс. человек32.

Сосредоточение власти в руках «иностранных» чиновников и финансовое закабаление Египта Великобританией стали главными причинами национально-освободительного движения в конце 70-х — начале 80-х гг. XIX в. В среде арабских офицеров, недовольных ситуацией в армии и стране, образовалось общество «ватанистов» (патриотов), которое возглавил полковник Ахмед Ораби. В 1880 г. офицеры-ватанисты выступили против правления хедивов и «черкесско-турецкой» знати. В январе 1881 г. они потребовали отставки военного министра черкеса Османа Рифки-паши и захватили здание военного министерства. Хедив был вынужден выполнить требование ватанистов. Военным министром назначили умеренного ватаниста и конституциониста, известного поэта Махмуда Сами Аль-Баруди33. Новый министр был одним из немногих черкесских офицеров, перешедших на сторону ватанистов. Большинство черкесских офицеров боролось за сохранение власти хедива и своих позиций в государстве.

6 февраля 1881 г. ватанистам удалось добиться отставки черкесского генерала Юсуфа-паши — командира дивизии, личного адъютанта хедива34. Попытка хедива Тауфика отстранить Аль-Баруди вызвала восстание каирского гарнизона, который окружил дворец и потребовал отставки правительства, введения конституции и созыва парламента. Хедив был вынужден пойти на уступки, и сместил премьер-министра Рийаз-пашу. Новым премьер-министром стал черкес Мухаммед Шериф-паша35. В декабре1881 г. был созван парламент (палата нотаблей). Председателем парламента стал приближенный Шерифа-паши черкес Мухаммед Султан-паша — сторонник проведения умеренных реформ и создания в Египте конституционной монархии. В начале февраля1882 г. по требованию парламента правительство ушло в отставку. 5 февраля было сформировано новое правительство — «правительство национальной революции» во главе с Махмудом Аль-Баруди. Военным министром стал лидер ватанистов полковник Ахмед Ораби. Правительство Баруди сразу же приступило к разработке буржуазных реформ и, прежде всего, к подготовке новой конституции. Оно ликвидировало систему двойственного контроля, учредило национальный банк, подготовило законопроект об уничтожении барщины, о реформе суда, повело борьбу со злоупотреблениями чиновников. Реформированию подверглось и народное образование. С государственной службы был уволен ряд иностранных чиновников. Началось и увольнение из армии черкесских и турецких офицеров.

После провала попыток черкесских офицеров сместить полковника Ораби, ватанисты решили упразднить черкесскую группировку в армии. Они арестовали свыше 40 офицеров-черкесов, включая бывшего военного министра Османа Рифки. Под давлением ватанистов хедив был вынужден уволить этих офицеров со службы. В такой ситуации началось британское вторжение в Египет. Британские войска подавили сопротивление египетских отрядов. Ахмед Ораби, Махмуд Сами Аль-Баруди и другие лидеры национального движения были арестованы и высланы из страны. Египет оказался под властью англичан36.

В арабской, западной и российской (советской) исторической литературе роль «черкесских» офицеров в Египте в годы восстания ватанистов освещается исключительно как реакционная и антиарабская. Нередко черкесские высшие офицеры именуются иностранцами, агентами англичан и т. п. К оценке роли черкесских офицеров следует подходить более взвешенно. Известный египетский политический деятель, оратор и публицист Мустафа Камиль, описывая борьбу между черкесскими офицерами и ватанистами, назвал её борьбой между самими египтянами, так как черкесов, родившихся и выросших в Египте, уже нельзя считать иностранцами. К тому же численность черкесов в стране была невелика, чтобы они могли представлять какую-либо угрозу. Мустафа Камиль склонен считать, что этот конфликт был спровоцирован англичанами, стремившимися отвлечь внимание патриотов от нависшей угрозы британского вторжения. Предъявляя также ряд серьёзных обвинений полковнику Ораби, он пишет, что после ссылки на остров Цейлон Ораби заявил, что любит Англию и хочет «сказать спасибо Аллаху за то, что Англия захватила Египет, и там теперь всё хорошо»37. Далее Мустафа Камиль обвинил Ораби в том, что он умышленно объявил черкесов и турок врагами, скрывая, кто на самом деле враги Египта, и назвал самого Ораби предателем. Также этот автор заявил, что во время одного из сражений (у больших холмов) Ораби обещал англичанам отступить с поля боя, в обмен на обещание сохранить ему жизнь. Но возможно, пишет Мустафа Камиль, Ораби попросту ничего не смыслил в политике, так как был выходцем из крестьянской семьи и не имел достаточного уровня образования38.

Мустафа Камиль, несомненно, прав в том, что черкесских офицеров нельзя рассматривать как иностранцев, так как часть их родилась в Египте, а часть оказалась там, в детском и юношеском возрастах. Они, в основном, не имели связей с Кавказом, считали своей родиной Египет и, следовательно, были такими же египтянами, как и арабы. Большинство черкесских офицеров остались лояльными хедивам и выступили против ватанистов, так как стремились сохранить свое привилегированное положение.

Иммиграция черкесов в Египет постепенно пошла на спад и прекратилась к концу XIX в. Прежде всего, это было связано с тем, что прекратились миграции значительных групп черкесов как с Кавказа в Османскую империю, так и внутри империи. После установления британского правления в Египте и ослабления власти хедивов была ликвидирована и традиция завоза невольников и наёмников, прежде пополнявших офицерский корпус. В годы Гражданской войны в России в Египте обосновалось несколько десятков белоэмигрантов с Северного Кавказа39.

Черкесы в Египте ассимилировались довольно быстрыми темпами и, главным образом, это было обусловлено тем, что они проживали не компактно, а дисперсно — в городах среди арабского населения. В первую очередь, черкесы утратили родной язык. Несколько дольше они сохраняли свое этническое самосознание, чему в значительной степени способствовало их привилегированное положение в обществе (офицеры, чиновники, землевладельцы).

В 1932 г. в Каире было основано «Общество черкесского братства», осуществлявшее благотворительную и культурно-просветительную деятельность среди черкесского населения. При обществе действовала школа для детей. По сведениям журнала «Горцы Кавказа», египетские черкесы в начале 30 — х гг. ХХ в. поддерживали связи с северокавказскими иммигрантскими организациями в странах Европы и проявляли интерес к своей исторической родине. После смерти его председателя Абдул-Хамид-бека Тхоста в 1936 г. оно прекратило свою деятельность40. По данным авторов середины ХХ в., численность черкесов в Египте в то время составляла около 5-10 тыс. человек41.

В настоящее время в Египте проживают семьи, помнящие о своем черкесском происхождении. Они не владеют черкесским языком и, в целом, утратили черкесскую этнокультурную специфику. Начиная с конца 80-х гг. ХХ в. они стали проявлять интерес к своей исторической родине и устанавливать культурные связи с северокавказскими республиками (КБР, РА, КЧР).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)