Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Физическое воспитание в традиционном адыгском обществе

Физическое воспитание в традиционном адыгском обществе

Физическое воспитание в традиционном адыгском обществе
Культура
zafe
Фото: Адыги.RU
01:48, 15 январь 2020
8 113
0
Зарождение физической культуры относится к древним векам, когда человек в процессе и в результате труда, и в первую очередь охоты, приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. Развитие мышления, сознания явилось предпосылкой возникновения физического воспитания в обществе. В каждом обществе физическая культура развивалась в соответствии со временем и особенностями народа. Физическая культура Адыгов не являлась исключением. Адыги имели специфическую систему взглядов на жизнь, как таковую, на место нации в этой жизни. Они выработали издревле уклад функционирования общества, связанный с окружающей средой, видами трудовой деятельности, господствующих идей, гражданского права, искусства, фольклора, народной педагогики в
Физическое воспитание в традиционном адыгском обществе
Зарождение физической культуры относится к древним векам, когда человек в процессе и в результате труда, и в первую очередь охоты, приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. Развитие мышления, сознания явилось предпосылкой возникновения физического воспитания в обществе.

В каждом обществе физическая культура развивалась в соответствии со временем и особенностями народа. Физическая культура Адыгов не являлась исключением. Адыги имели специфическую систему взглядов на жизнь, как таковую, на место нации в этой жизни. Они выработали издревле уклад функционирования общества, связанный с окружающей средой, видами трудовой деятельности, господствующих идей, гражданского права, искусства, фольклора, народной педагогики в физическом и трудовом воспитании молодежи. Адыгские народы создали свое учение в воспитании молодежи, свой духовный мир.

Большое значение они уделяли воспитанию подрастающего поколения, в частности, физическому, где главной целью являлось гармоничное развитие личности (духовного, умственного, физического). Это особенно хорошо прослеживается в фольклоре, где можно найти те приемы и средства физического воспитания, которые оказывали наиболее действенное значение на формирование здорового, крепкого физически и нравственного человека. Система физического воспитания диктовалась эпохой, обстоятельствами в которых жили Адыги.

Так, в эпоху железа, нарт Сосрыкъо при рождении был отнесен к кузнецу Тлепшу, который окатил его (закалил) водой из-под точила и дал ему имя, связанное с огнем и железом. В детстве его питали кобыльим молоком и печеньями из муки «опального» проса. Нарт Шэбатныко воспитывался в подземном доме, пустив к нему одного старика, который от глаз людских учил его мудростям жизни, особенно развитию его физических данных (постоянные тренировки). Аналогичное воспитание получили первичные образы фольклора: Бэтэрэз, Озармэс, Ашэмэз, Чэчаныкъо Чэчан, Есмыкъо Есхъот, Мышъэмыкъо Мышъэост (сын медведя) и другие.

Традиции воспитания физически здоровых людей сохранилось и в последующие эпохи. Силой и отвагой отличались адыгские предводители Ридада, Хаджибатыр, Тугужуко Кизбеч и многие другие.

В борьбе с врагами формировались личностные качества воина-защитника, борца за свободу Родины, ставшие одним из важнейших компонентов ментальности адыгского народа. Воинский стиль жизни горцев отразился в чертах коллективного духовного опыта: пословицах, поговорках, притчах, баснях, преданиях, легендах, мифах, эпосе, песнях и т.д.

Такая необходимость постоянной борьбы с врагами требовала физически сильных людей и адыгское общество с присущей ему мудростью, определенной методикой готовило «воинский характер человека». У Адыгов существовала своя школа физического воспитания молодежи, которая подразделялась на две базовые ветви: пешую и конную. И в том, и в другом варианте выделялись следующие направления, определяющие ведущую подготовку:

1. Умственное, интеллектуальное.

2. Морально-волевое.

3. Физические (развитие основных двигательных качеств: сила, быстрота, ловкость, выносливость, терпение).

4. Игровой метод:

а) детские подвижные игры;

б) спортивные игры и состязания для молодежи.

5. Метод выполнения отдельных видов физических упражнений.

Конный вариант школы в физической подготовке включает в себя специфические проявления:

1. Джигитовка без оружия;

2. Джигитовка с применением оружия;

3. Скачка - гладкая и с препятствиями;

а) с выявлением физических качеств лошади;

б) с выявлением физических качеств лошади и седока.

Умственная и интеллектуальная подготовка определялась по многим видам физических упражнений, но преимущественное значение имела в таких играх, как «гъунд-гъунд-къал и пхъэкIэн» (адыгские шашки). «ПхъэкIэн» - игра чисто интеллектуальная, превосходящая по своим возможностям и потенциалу - русские шашки. Играющий в эту игру должен анализировать всю партию снизу доверху, постоянно производить расчеты вариантов и оценку положения.

О силе и отваге черкесов писали и зарубежные путешественники и исследователи: «…горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее…», «Черкесы весьма ловки, крепки, храбры и воинственны», - писал Мартин Броневский. «...Абадзехи (одно из адыгских субэтнических образований) отличались необыкновенной чуткостью, ловкостью в преследовании добычи, мышечной силой, они зачастую в одиночку отправлялись на опасную охоту за зубрами, барсами и медведями. Без сомнения, мальчик, выросший в подобной охотничьей и боевой обстановке, сам становился отважным охотником и опасным воином» - отмечал русский этнограф А.Н.Дьячков-Тарасов.

К.Клапрот свидетельствует, что «...Черкесы (Адыги) делаю все возможное, чтобы сохранить свою стройную талию. Они обычно среднего роста, очень сильные, мускулистые, но не жирные. Их плечи и грудь широкие, таз всегда очень узкий».

Историк Н.Дубровин пишет, что на поле брани Черкес показывал «удивительную храбрость и необходимые подвиги самопожертвования, он обладал характером энергичным и многосторонним, в котором скрывались твердая настойчивость и необыкновенное терпение. И в то же время в обращении с людьми «он вежлив, почтителен, откровенен, говорит мало и редко то, что думал».

Наряду с физическим воспитанием юношей, большое внимание уделяли и девочкам. Главное здесь заключалось не только во внешней красоте, но и формировании фигуры, движений, ловкости девушки. Нередко девушки становились героями событий, не уступающими по своей физической подготовке мужчинам.

Так, для девочек и девушек проводилась своя дифференциация средств и методов физического воспитания, учитывающие роль и место женщины в обществе, как хранительницы домашнего очага и матери. Девушки и девочки физическую подготовку получали в процессе трудовых операций и участии в играх-развлечениях с юношами на обрядовых играх, свадьбах. Основными приемами и методами народной педагогики в воспитании девочек считались:

• Игровой метод с обще развивающей направленностью;

• Игровой метод с сюжетной направленностью;

• Метод отдельных физических упражнений со слабой и умеренной физической нагрузкой.

Необходимо отметить, что вплоть до начала XVIII века адыгские женщины были хорошими наездницами и «ловко стреляли из лука, очень хорошо и метко попадали в цель». Упоминание о физических качествах женщин приводится в устном народном творчестве. В сказке «Кукшакыз и Азаматук» сестра Азаматука метко стреляет из лука и сбивает наперсток на расстоянии 15 шагов. В другой сказке «Кара одноглазая» девушка отлично владеет шашкой и знает приемы борьбы на лошади». К сожалению, в фольклоре и свидетельствах очевидцев и этнографов не приведены данные о средствах и методах именно о подготовке девушек в стрельбе из лука и в верховой езде, просто описываются факты такой подготовки.


Саида Евтых
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)