Происхождение адыгов

Происхождение адыгов
История
zara
Фото: Адыги.RU
20:25, 12 февраль 2020
39 009
0
Этногенез и этнические процессы принадлежат к числу труднейших проблем исторической науки. Выяснение этнических компонентов, из которых состоит тот или иной этнос, определение доли участия каждого из них в формировании, бывает порой трудно, а иногда и невозможно. При массовых миграциях, которые происходили в древности и средние века, вряд ли можно говорить о каком-либо народе как 1 чистом" в этническом плане. Сказанное имеет отношение и к адыгам. Наиболее сложно обстоит дело с проблемой раннего этногенеза адыгского народа. В связи с временной отдаленностью именно этот период его формирования в науке разработан недостаточно. Поэтому необходимо дальнейшее изучение и сопоставление всех видов источников: материалов археологии, антропологии, лингвистики и этнографии.
Происхождение адыговЭтногенез и этнические процессы принадлежат к числу труднейших проблем исторической науки. Выяснение этнических компонентов, из которых состоит тот или иной этнос, определение доли участия каждого из них в формировании, бывает порой трудно, а иногда и невозможно. При массовых миграциях, которые происходили в древности и средние века, вряд ли можно говорить о каком-либо народе как 1 чистом" в этническом плане. Сказанное имеет отношение и к адыгам.

Наиболее сложно обстоит дело с проблемой раннего этногенеза адыгского народа. В связи с временной отдаленностью именно этот период его формирования в науке разработан недостаточно. Поэтому необходимо дальнейшее изучение и сопоставление всех видов источников: материалов археологии, антропологии, лингвистики и этнографии.

Проблема становления адыгского этноса, как и других коренных народов Кавказа, давно привлекает внимание исследователей. Её сложность и интерес порождали на этот счет разные теории и домыслы. В дореволюционной отечественной историографии была популярна миграционная версия происхождения адыгов. Считалось, что их предки - остатки миграционных движений, совершавшихся через Кавказ в прошлом. Адыгам приписывалось киммерийское, индо-арийское, сармато-аланское, тюркское, арабское, славянское и другое происхождение. Некоторые из перечисленных версий нашли поддержку в послеоктябрьской отечественной науке. К настоящему времени многие из этих крайних точек зрения представляют собой чисто этнографический интерес и не могут являться объектом научных дискуссий.

В последние десятилетия проблема этногенеза стала решаться комплексно, с привлечением данных различных отраслей науки. Накопленные знания (особенно установленный факт принадлежности адыгов к кавказцам) заставили многих ученых отказаться от чисто миграционной теории и отодвинули процесс становления адыгских племен в глубь тысячелетий. Соответственно была выдвинута теория местного, автохтонного происхождения адыгов, которая предусматривает проживание их предков на Северо-Западном Кавказе уже с очень глубокой древности, с эпохи камня.

Однако, придерживаясь тезиса об автохтонности адыгов, не следует недооценивать миграционный фактор. При разрешении проблемы происхождения адыгов правильнее будет следовать автохтонно-миграционной теории.

Действительно, исходя из археологических и других данных, формирование адыгов было длительным процессом этнического смешения определенных групп пришлого населения с древнейшими кавказцами Западного Кавказа.

Автохтонно-миграционную теорию происхождения адыгов поддерживают данные антропологии и лингвистики. Антропологами установлено, что среди адыгов преобладает понтийский и кавкасионский типы, причем последний нигде, кроме Кавказа, не встречается. Понтийский же имеет аналогии в Малой и Передней Азии. Антропологи считают возможным отнести его к более обширной средиземно-балканской расе людей. Определенная связь кавказцев со средиземно-морским миром отмечается учеными и по материалам лингвистики и археологии.

Язык адыгов принадлежит к западно-кавказской (адыго-аб-хазской) группе северо-кавказской языковой семьи, представители которой признаны лингвистами древнейшими жителями Кавказа. Обнаружены тесные связи кавказских языков с древними языками Малой и Передней Азии, к примеру, адыго-абхазских языков с ныне мертвым хаттским, носители которого обитали в указанном регионе 4-5 тыс. лет назад.

На уже установленных фактах об антропологическом единстве и этнической близости в древности двух областей - Малой Азии и Западного Кавказа основана малоазийская концепция раннего этногенеза адыгов. Сторонники этой гипотезы полагают, что основы формирования адыго-абхазского этноса сложились в результате ассимиляции кавказского аборигенного населения пришедшими из Малой Азии хаттскими племенами (кашка и абешла) или их консолидации как родственных племен, имевших в древности тесные культурно-экономические контакты. (1, с.67-68).

Малоазийская концепция раннего этногенеза адыго-абхазов научно достаточно обоснована, перспективна и дает возможность для разрешения этой сложной проблемы. Однако она требует уточнений, новых доказательств, комплексной работы ученых, особенно лингвистов.

Существуют и другие гипотезы. К примеру, поддерживаемая археологом В.И.Марковиным теория оо этнической связи в далеком прошлом населения Кавказа и Средиземноморья древнейшей "доиндоевропейской" эпохи, а конкретно с басками. Ученый обосновывает свою точку зрения исходя из предполагаемой генетической связи строителей дольменов с прабасками, жителями Пиренеев. Пришельцы из западного Средиземноморья, считает В.И.Марковин, приняли участие в раннем этногенезе адыгов путем слияния с западнокавказским древнейшим населением. (2, сс.46, 50-51).

Эта проблема не имеет достаточных доказательств, но постановка ее вполне справедлива, научна и заслуживает внимания исследователей.

В настоящее время имеются основания говорить о связи ады-го-абхазского этноса с древнейшими культурами эпохи бронзы (III и II тыс. до н.э): Майкопской в Прикубанье и развившейся на её базе северокавказской культурой (1, с.6,16), а также с доль-менной культурой (2, с.48; 3, с. 106; 4, с.94; 5, с.54; 6, с.22-50). Последняя сложилась к середине III тыс. до н.э. в Прикубанье и на Черноморском побережье Кавказа и получила свое название от своеобразных (вошедших в историческую науку как погребально-ритуальные) сооружений из огромных каменных плит и глыб, известных в литературе под названием дольмены. Культура дольменов существовала до последней четверти II тыс. до н.э. (в I тысячелетии дольмены уже не сооружались). Начало складывания дольменной культуры по времени совпадает с расцветом Майкопской археологической культуры.

Научно установлено, что Майкопская культура сложилась в итоге взаимосвязей, по-видимому, и генетических, с культурами Малой и Передней Азии III тыс. до н.э. (5, с.48).

Бытовавшая во II тыс. до н.э. в Прикубанье так называемая северо-кавказская культура генетически связана с Майкопской культурой (1, с. 14; 5, с.54) и в то же время, как допускают некоторые исследователи, с последующими местными культурами явно протоадыгского облика. К этому же периоду относятся первые этнокультурные и генетические контакты местного населения и пришлых индоевропейцев (племен ямной, а затем катакомбной культуры).

Названные археологические культуры Прикубанья, по мнению археолога В.И.Марковина и других ученых, были генетически связаны с дольменной.

Дольменную культуру по характеру инвентаря дольменов, её связям с последующими археологическими культурами, носящими протоадыгский облик, исследователи связывают только с ады-го-абхазским этносом. В этом убеждают и данные других наук, например, этнографии. Общепризнанным стал факт почти полного совмещения ареала распространения дольменов Западного Кавказа с исторической территорией адыго-абхазов. Впервые это было отмечено абхазским ученым Ш.Д.Инал-Ипа. (6, с.28-29). Он же сделал попытку сопоставления различных абхазских обрядов, этнографически зафиксированных, с теми особенностями дольменного ритуала, который удалось реконструировать археологам. И не безуспешно. Выявлен целый ряд сходных черт, которые можно считать идущими от эпохи строительства дольменов. К примеру, обряд вторичного захоронения1 через этап так называемого 'воздушного погребения". (6, с.30-36).Этот ритуал известен у абхазов и адыгов из этнографических источников, начиная с античного времени и вплоть до начала 18 в. (8, сс. 46,49,52, 56; 9, с.39-40, 10, с.51,40).

Некоторые черты древней религии "дольменщиков" можно отыскать и в фольклоре: легендах, мифах, поверьях. Абхазы и адыги (черкесы) почитали дольмены, считая их даже могилами предков. Шапсуги ещё в недавнем прошлом приносили к дольменам жертвенную пищу. (3, с. 104).

Сходство погребальных обрядов, культов, связанных с почитанием предков, хотя и разделенных огромным временным промежутком, 'позволяет допустить, что население, оставившее дольменную культуру, приняло активное участие в образовании адыго-абхазских племен. Известный археолог, исследователь бронзовых культур Кавказа А.А.Иессен прямо говорит о генетическом родстве создателей мегалитическои культуры с коренным населением Западного Кавказа средневековья и наших дней. (11, с. 124).

Эти выводы согласуются с мнением таких известных кавказоведов как П.С.Паллас, Л.Ны.Соловьев, В.И.Марковин, Л.И.Лавров, Ш.Д.Инал-Ипа, других.

Генетическая природа самих мегалитических сооружений до сих пор с достоверностью не установлена. По мнению В.И.Марковича они не имеют корней на Кавказе. По крайней мере среди древностей Прикубанья и Причерноморья он не находит таких памятников, которые были бы конструктивно близки дольменам и в то же время предшествовали им. (2, с. 16-17).

В.И.Марковин считает, что в период, соответствующий расцвету Майкопской культуры (середина III тыс. до н.э.), на Западном Кавказе появились новые племена, пришедшие, возможно, из Западного Средиземноморья. Строители дольменов быстро попали под воздействие носителей Майкопской культуры. Постепенно они полностью растворились среди местных племен. Археолог утверждает, что ранние кавказские дольмены по своей конструкции наиболее близки мегалитическим сооружениям современной Португалии (западная часть Пиренейского полуострова), которые старше кавказских и вполне могут являться их прототипами. Именно отсюда, по Марковину, началось движение дольменов на Кавказ. В своей теории исследователь опирается также на лингвистические связи Кавказа и Пиренеев (через хаттский язык). Посредником этих связей он видит басков, так как язык этого народа, живущего ныне в основном в Испании и южных районах Франции, близок кавказским, особенно, как считает Марковин, языку причерноморского коренного населения.

О заимствовании дольменной традиции говорил известный ученый-кавказовед Л.И.Лавров. По его мнению, на Кавказ была занесена сама "идея" строительства мегалитов. И сделали это древние мореплаватели из кавказского населения. (3, с. 107).

Сторонником местной теории происхождения дольменов является археолог Н.Г.Ловпаче. Он считает, что "отсутствие местных генетических корней мегалитической архитектуры объясняется не их отсутствием, а отсутствием их научного оформления". Ученый предлагает видеть их в простейших элементах древних (поздненеолитических, раннеэнеолитических) погребениях в Уна-козовской пещере и Усть-Сахрае (Адыгея). Далее в этой цепочке следуют погребальные сооружения без лазов, самые древние захоронения в которых относятся ко времени строительства дольменов. Это фактически - каменные ящики. За ними, в развитии дольменных традиций, следует, по Ловпаче, гробница Псыбэ (Туапсинский район) с ранним лазом большого размера, проломленным в передней плите. Погребения, обнаруженные в ней, относятся к эпохе энеолита и ко времени Майкопской культуры (ранняя бронза). Далее, в развитии погребальных мегалитических сооружений, археолог называет подкурганные портальные дольмены (Усть-Сахрай), которые датируются второй половиной, концом IV - началом III тыс. до н.э. Еще ближе по времени - портальные дольмены и двухкамерные гробницы "Кладов" под курганами ст. Новосвободной. Наконец, последним этапом архитектурного развития мегалитов надо считать (по Ловпаче) массовые плиточные дольмены без порталов. Они относятся кавказоведами к самым древним типам дольменов Западного Кавказа. Таким образом, по мнению археолога Н.Г.Ловпаче, могла происходить эволюция мегалитической (в нашем случае дольменной) архитектуры в рассматриваемом регионе мира.

Говоря о предназначении дольменов, необходимо подчеркнуть, что они выполняли не только погребальную, но и культовую функцию. Эту точку зрения поддерживает В.И.Марковин, а археолог М.К.Тешев, сотрудник Туапсинского краеведческого музея (умер в 1987 г.), является открывателем и первым исследователем уникального культового комплекса "Псынако I", недалеко от селения Анастасиевка Туапсинского района. Центром этого комплексного памятника бронзового века является плиточный подкурганный дольмен с коридором-дромосом, подходящим к лазу в передней плите дольмена. Сооружения Псынако I говорят о том, что здесь было место поклонения духам умерших предков и отправления различных обрядов.

В свете современных научных данных носители дольменной культуры достаточно определенно связываются с адыго-абхаз-ским этносом.

Итак, истоки формирования адыгов теряются в глубокой древности, уходя своими корнями в местные культуры каменного века. В их этногенезе приняли участие представители других, некавказских народов, в частности, пришельцы из Малой и Передней Азии III-II тыс. до н.э.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)