Большой Сочи

Большой Сочи
История
zara
Фото: Адыги.RU
02:57, 26 январь 2020
5 203
0
Большой интерес представляют находки в районе Лoo. В 1960 году при рытье строительного котлована на территории дома отдыха «Магадан» у пос. JIoo, на склоне приморской возвышенности, в 150 м от берега моря было обнаружено богатое женское погребение с большим числом золотых предметов - украшений: бляхи, броши, подвески, перстень, золотой и серебряный сосуды для благовоний, бусы из янтаря, сердолика, стекла и золота и ряд других предметов. Погребение было датировано I—II вв. н.э. и свидетельствовало о тесных связях местной племенной знати с античным миром - Боспорским царством, с одной стороны, и с сармато-аланским населением Предкавказья, с другой. Для всех украшений характерна тонкая ювелирная работа и смешение различных стилей, которые наблюдались в римское время в Западной Грузии и на Боспоре. Использованы восточные элементы
Большой Сочи
Большой интерес представляют находки в районе Лoo. В 1960 году при рытье строительного котлована на территории дома отдыха «Магадан» у пос. Лoo, на склоне приморской возвышенности, в 150 м от берега моря было обнаружено богатое женское погребение с большим числом золотых предметов - украшений: бляхи, броши, подвески, перстень, золотой и серебряный сосуды для благовоний, бусы из янтаря, сердолика, стекла и золота и ряд других предметов. Погребение было датировано I—II вв. н.э. и свидетельствовало о тесных связях местной племенной знати с античным миром - Боспорским царством, с одной стороны, и с сармато-аланским населением Предкавказья, с другой. Для всех украшений характерна тонкая ювелирная работа и смешение различных стилей, которые наблюдались в римское время в Западной Грузии и на Боспоре. Использованы восточные элементы орнамента и скифо-сарматские мотивы изображения животных. Возможно, что это выработанный местными мастерами свой стиль, сложившийся на протяжении веков и свидетельствующий о высоком уровне материальной и художественной культуры.1

В 100 м к северо-западу от описанного погребения при рытье котлована под подпорную стену были обнаружены остатки древней каменной кладки на сложном известковом растворе. Пробными расчистками были вскрыты два каменных свода, которые затем были засыпаны строителями. Возможно, что здесь находился храм или дом знатного владельца.

Погребение местного (санигского) знатного воина II-III вв. н.э. было вскрыто в строительном котловане на Мацес-те. Инвентарь погребения включал: длинный железный обоюдоострый меч, глиняный кувшин, стеклянный и серебряный сосуды, римские серебряные монеты периода правления императора Трояна (98-117 гг. н.э.).

Интересным оказалось содержание погребения в обложенной камнями яме в Красной Поляне. Здесь были обнаружены: железный обоюдоострый меч, железный кинжал, железный секировидный топорик, позолоченный щит, сасанидское серебряное блюдо времени шаха Шапура I (243-273 гг. н.э.).

В Воронцовской пещере был найден бронзовый с позолотой ковш южноиталийского происхождения периода императора Августа (нач. I в. н.э.). Воронцовская пещера, по мнению Ю. Н. Воронова, в течение многих веков служила своего рода караван-сараем на древнем наиболее удобном пути из района Сочи-Мамайка на Красную Поляну и далее через перевалы в Прикубанье.

К римским оборонительным сооружениям некоторые исследователи относят крепость, остатки которой сохранились в устье р. Псахе (Мамайка), на правобережье древней морской (карангатской) террасы (абс. отм. 20-25 м), на месте бывшего сан. «Волга». До настоящего времени от крепости сохранился только небольшой участок кладки стены западной угловой башни высотой около 1м, а также основание северо-восточной (круглой) башни и часть цоколя восточной стены.

О развалинах мамайской крепости имеются упоминания у Гамбы (1820 г.), Белля (1837-1839 гг.), Верещагина (1873 г.). Но первое серьезное ее обследование было произведено В. И. Сизовым в 1886 г., когда стены и башня крепости еще хорошо сохранялись на высоту более 2 м., за исключением южной стены, которая обвалилась в море. По описанию Сизова крепость имела треугольную форму с основанием, обращенным в сторону моря, и с башнями по углам. Стены крепости большей частью были сложены из булыжника, хорошо пригнанного по форме в кладку, но без раствора. Башни были сложены из камня-дикаря больших размеров, хорошо подобранных и подтесанных. В кладке изредка встречались куски кирпича квадратной формы. Кладка башен была сделана на известково-песчаном растворе. Сизов отметил при обследовании мамайской крепости характерную для римских крепостей кладку стен и башен из хорошо отесанных блоков и плит песчаника.

Однако В.А. Леквинадзе дает свою реконструкцию мамайской крепости и считает, что она была построена в виде прямоугольника и что южная и юго-западная башни (с южной стороны крепости) обвалились вместе с частью подмытого морем берега. Башни-крепости имели весьма характерную форму пятиугольников. Подобные башни были описаны в римских крепостях Апсаре (Колхида) и Тимгазе (Алжир). Основываясь на этом, а также учитывая описанный Сизовым оригинальный панцирный способ1 возведения крепостных стен и башен, Леквинадзе предположил, что мамай-ская крепость была возведена еще в позднеримскую или ран-невизантийскую эпоху в IV—VI вв. н.э. и позже подвергалась перестройке.2 Археологические раскопки на территории ма-майской крепости не производились.

Вариант реконструкции мамайской крепости, предложенный В. А. Леквинадзе маловероятен с геологической точки зрения. За прошедшие полтора тысячелетия под действием морской абразии не могла быть уничтожена полоса суши шириной 70-80 м. Мамайская крепость, по всей видимости, имела треугольную форму, в соответствий с описанием В. И. Сизова.

На поверхности карангатской террасы непосредственно к югу от устья р. Годлик (руч. Волконский), в междуречье Цусхвадж-Чухукт, в 12-13 км к югу от пос. Лазаревское, находятся развалины другой крепости предположительно римского происхождения. Описание крепости на р. Годлик было произведено в 1957 г. Н.В. Анфимовым и в 1968 г. Ю.Н. Вороновым. Крепость имеет в плане форму большого треугольника, вершиной обращенного на восток, а основанием к морю. Со всех сторон она была окружена каменной стеной. С южной стороны стена не сохранилась, так как при постройке железной дороги часть берегового обрыва вместе с этой стеной была взорвана. По линии крепостных стен сохранились развалины четырех башен прямоугольной формы. В западной части крепости видны остатки цитадели прямоугольной формы. Подробное описание Годликской крепости приведено в работе Ю.Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей».

У Псевдо-Арриана, автора V в. н.э., имеется упоминание о том, что к северу от реки Ахеунт (Шахе), являющейся границей между санигами и зихами, имеется укрепление Бага в окрестностях Гераклейского мыса3, упоминаемого и современного Волконского мыса в 6 км к югу от Псезуапсе, т.е. в том же районе левобережья долины р. Годлик, где сохранились развалины крепости.

На основании указанных данных время возведения год-ликской крепости Ю.Н. Воронов датирует IV—V вв. н.э., т.е. относит ее к позднеримской эпохе.

В позднеантичных источниках, в частности у Арриана, современный мыс Видный в районе Хосты именовался как Гераклов мыс и здесь помещался греческий город Незис и храм Геркулеса (Геракла), остатки которого еще в начале прошлого века предлагал здесь искать Дюбуа де Монпере.

Период средневековья (VI-XVIII вв.) на Черноморском побережье Кавказа подразделяется на три этапа: ранний (VI-X вв.), развитой (XI-XV вв.) и поздний (XVI-XVIII вв.).

На раннем этапе средневековья развитие Сочинского района шло в тесной связи с Византией и Абхазским царством. Этот этап характеризовался широким внедрением христианства в прибрежной зоне, но с сохранением первобытных языческих верований в глубине горных долин. Начиная с VI века римское влияние на Черноморское побережье Кавказа сменяется византийским. После заключения императором Юстинианом в 562 году мира с персами византийская культурная экспансия распространяется и по всему Западному Кавказу вплоть до Терека. А бывшее Боспорское царство, разгромленное гуннами, превращается в одну из провинций Византии.

Византийская колонизация, помимо военных мероприятий, опиралась на оживленную торговлю с местными племенами и распространение христианства. Именно к эпохе Юстиниана (527-565 гг.) относится начало обращения в христианство причерноморских племен. Имя зихского епископа Дамиана имеется среди подписей константинопольского собора 526 года. Предполагается, что зихская епархия находилась у Геленджикского залива.

Период наиболее сильного прямого византийского влияния на Черноморское побережье Кавказа продолжался с VI до начала VIII вв. Затем с IX до XIII вв. на ослабшее византийское влияние накладывается абхазо-грузинское.

В тот же период с VI по VIII вв. на Черноморском побережье к югу от Зихии (примерно от Туапсе до Кодора) происходило объединение санигов, апсилов и абазгов с формированием абхазско-абазинской народности. Одновременно к северу от Туапсе происходила консолидация западнокавказских аборигенных зихских племен с формированием адыгейской (черкесской) народности. При этом развитие местных племен локализовалось на южном склоне Западного Кавказа, так как северный склон подвергался в этот бурный период Великого переселения народов постоянным нашествиям различных кочевых племен, которые лишь изредка переваливали через Кавказский хребет (подобно аланам) и достигали берега Черного моря.

В источниках раннего средневековья указывается на пребывание на Северо-Западном Кавказе и в Восточном Приазовье болгарских племен. Но ко времени возникновения Болгарского государства на Волге (X в.) болгары уже ассимилировались местными племенами, а частично, вероятно, откочевали на Волгу и Балканы.

Нашествие тюркоязычных аваров в середине VI в. на Северо-Западный Кавказ было хотя и непродолжительным, но опустошительным. Сколько-нибудь заметных изменений в этническом составе западнокавказских племен вторжение авар не принесло. Но в памяти аборигенного населения сохранилось предание о жестоком аварском хане Байкане, истребившем многих жителей. Как память об этом времени дошел до нас характерный топоним - река Бакан, располагающаяся к северу от Новороссийска. Еще в середине XIX в. здесь находился курган из камней, называвшийся «Байканов белый конь», а горные дороги, пересекавшие Северо-Западный Кавказ от Кубани к Черному морю, назывались «Байкановы смертоносные пути». Вероятно полчища аваров достигали и Черноморских берегов Северо-Западного Кавказа.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)