Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Участники военного совещания эпохи завоевания Кавказа (1839г. Сочи)

Участники военного совещания эпохи завоевания Кавказа (1839г. Сочи)

Участники военного совещания эпохи завоевания Кавказа (1839г. Сочи)
История
admin
Фото: Адыги.RU
11:59, 16 октябрь 2021
6 964
0
Второй слева - Кац Маан, абхазский феодал. Третий - Аублаа Ахмат, предводитель сочинских садзов (одно из западно-абхазских племен). В центре - Адагуа-ипа Хаджи-Берзек - знаменитый предводитель горных убыхов. Радом с ним - абхазский князь из Цебельды Чаушкан Амаршан. Крайний справа - юноша Раста Инал-ипа, княжич, воспитанник Хаджи-Берзека. Художник: Гагарин Григорий Григорьевич, князь, вице-президент Петербургской Академии художеств. В период Кавказской воины сначала состоял на дипломатической службе, затем на военной службе. Автор ряда ценных живописных и графических работ по Абхазии. © Адыги.ру По материалам: www.kapba.de Н.Воробьев Ростов-на-Дону, 1919г.
Участники военного совещания эпохи завоевания Кавказа (1839г. Сочи)

Второй слева - Кац Маан, абхазский феодал. Третий - Аублаа Ахмат, предводитель сочинских садзов (одно из западно-абхазских племен). В центре - Адагуа-ипа Хаджи-Берзек - знаменитый предводитель горных убыхов. Радом с ним - абхазский князь из Цебельды Чаушкан Амаршан. Крайний справа - юноша Раста Инал-ипа, княжич, воспитанник Хаджи-Берзека.

Художник: Гагарин Григорий Григорьевич, князь, вице-президент Петербургской Академии художеств. В период Кавказской воины сначала состоял на дипломатической службе, затем на военной службе. Автор ряда ценных живописных и графических работ по Абхазии.



Абхазия и абхазы известны по древнейшим литературным источникам. В грузинских летописях сведения об "абхазах" или "Абхазии" встречаются с конца V столетия. У летописца Нестора они также упоминаются, а именно, что народ "абеза" был в числе приходивших в Киев при св. князе Владимире для построения церкви Св.Софии. Затем известно, что в XII веке русские дошли до г.Абезы (Гагры).

С течением времени политическое положение Абхазии подвергалось значительным изменениям. Известно, что за семь веков до Р.Х. милетские выходцы образовали в Абхазии несколько колоний и через них производили торг с центральной Азией и Индией. Важнейшие колонии их были Питиус (Пицунда) - большой город во времена Страбона, Зуфу (ныне Лыхны), Анакопия (Новый Афон), Диоскурия, известная при римлянах под названием Себастополис (Сухум), Илори, Бедиа и др. В нынешней Грузии - Фазис, в устьях Риона (ныне Поти).

За 100 лет до Р.Х. колонии эти подпали под власть Понтийского царя Митридата. После Митридата Абхазия подчинилась Риму, причем при Диоклетиане Абхазия была местом ссылки для преступников и христиан. В 545 году абхазцы объявили себя независимыми.

Около 550 года Абхазию подчинили своей власти византийцы. Следствием этого было распространение в половине VI века среди абхазцев христианства, причем в 551 г. был построен в Пицунде сохранившийся до сих пор храм во имя Богоматери.

В 786 г. Абхазия получила собственного правителя с титулом архонта Леона Первого, который объявил себя царем и был родоначальником династии, правившей Абхазией около двух веков.





С течением времени в Абхазии появилось много феодальных князьков, враждовавших между собой и ослаблявших центральную власть. В 985г. абхазский князь Феодосии Слепой, не имея наследников, при воздействии грузинского двора, назначил себе преемником сына грузинского царя Гургена, который и царствовал с 980 г. под именем Баграта III. Таким образом, судьба Абхазии слилась с судьбой Грузии и Имеретин, причем Баграт III и его преемники назывались царями Абхазско-Имеретинскими. Любимым местопребыванием этих царей были Кутаис в Имеретии и Никопсия (Новый Афон) в Абхазии, Тифлис же тогда принадлежал эмирам арабским. В начале XII века царь Абхазии-Имеретии и Грузии (Карталинии) Давид II Возобновитель взял у арабов Тифлис, перенес туда свою резиденцию, а верхнюю Абхазию до реки Псыртсхи около Никопсии (Новый Афон), известную под названием Зихии, отдал в уделпотомкам Ширван-Шахов - князьям Шервашидзе, которые, пользуясь слабостью грузинских царей в следствии борьбы с Чингис-ханом,


Тамерланом и владетелями из династии "Черный Баран", - в 1239 г. объявили себя независимыми, а затем в 1462 г., когда Имеретинское царство распалось на несколько княжеств, они отложились от Грузии окончательно, причем территория Зихии была увеличена присоединением к ней южной Абхазии (нынешний Сухумский округ).



С 1453г. Абхазия, Имеретия, Мингрелия и Гурия начинают подчиняться влиянию турок, которые, устраивая на Черноморском побережье свои крепости, стали постепенно распространять магометанство. Таким образом, Абхазия подпала под власть турок. В начале XVII века христианство в Абхазии совершенно заглохло, Никопсия была занята турками, и в ней поставлен турецкий гарнизон. Под властью турок Абхазия оставалась до 1810 г., когда Сухум-Кале был взят у турок русскими, а владетельный князь из рода Шервашидзе - Сафарбей добровольно принял подданство России и христианскую веру.

Является ли это обстоятельство достаточным основанием для притязаний Грузии в настоящее время на владение Абхазией? Здравый смысл говорит, что нет. Ведь, если бы счесть это обстоятельство основанием для притязаний грузин на Абхазию, то в равной мере притязания на Абхазию могли бы заявить и греки, владевшие Абхазией еще до Р.Х., а также и римляне и турки.

Абхазия отложилась от Грузии еще в 1462 г. Несравненно более исторических оснований для притязаний на Абхазию имеет Россия, т.к. в 1810 г. Сафарбей добровольно присоединился к России, абхазское население снова приняло христианство и более 100 лет Абхазия находится в составе Российской Империи. До последнего времени ни Россия не заявляла о том, что она отказывается от прав на территорию Абхазии, ни абхазский народ не выражал своего желания отделитья от России.



© Адыги.ру
По материалам: www.kapba.de
Н.Воробьев Ростов-на-Дону, 1919г.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)