Кавказские горцы

Кавказские горцы
История
zara
Фото: Адыги.RU
00:40, 07 февраль 2020
4 419
0
Меня всегда занимал вопрос о том, из каких побуждений кавказские администраторы устраивали выселения кавказских горцев в Турцию? Оффициальный историк этих выселений, г. Берже, объясняет дело так, что изгнание горцев было вызвано их постоянными разбоями, что усмирить их не было никакой возможности иначе как, или истребить совершенно, или выселить из гор на плоскость или в Турцию. Обращаясь, однако, к фактам, из которых некоторые сообщаются тем-же оффициальным исто-риком, мы находим, что не «гениальный план» заселения казаками занятых горцами местностей и изгнания последних из гор является следствием разбоев горцев, а наоборот самые разбои явились следствием «гениаль¬ного плана». Известно, напр., что, при изъявлении покорности чеченцами
Меня всегда занимал вопрос о том, из каких побуждений кавказские администраторы устраивали выселения кавказских горцев в Турцию? Оффициальный историк этих выселений, г. Берже, объясняет дело так, что изгнание горцев было вызвано их постоянными разбоями, что усмирить их не было никакой возможности иначе как, или истребить совершенно, или выселить из гор на плоскость или в Турцию. Обращаясь, однако, к фактам, из которых некоторые сообщаются тем-же оффициальным исто-риком, мы находим, что не «гениальный план» заселения казаками занятых горцами местностей и изгнания последних из гор является следствием разбоев горцев, а наоборот самые разбои явились следствием «гениаль¬ного плана». Известно, напр., что, при изъявлении покорности чеченцами

в 1857 г., тогдашний главнокомандующий на Кавказе, князь Барятинский, издал прокламацию, в которой сказано, что земли, занятые чеченцами в момент принесения покорности, останутся вечным достоянием чеченского народа. Прокламацию эту чеченцы берегут и хранят как зеницу ока и к ней всегда аппелируют. Между тем, вопреки этой прокламации, значи¬тельная часть чеченской земли была отведена под поселение казачьих станиц, а также роздана кумыкским князьям и другим лицам. Все насе¬ление чеченского округа, состоявшее из 81,360 душ, «стеснилось» (выра¬жение г. Берже) на пространстве 76 квадратных миль, и на каждую семью приходилось всего 5—10 десятин (расчет того-же г. Берже). Не говоря уже о нравственной обиде, которую должны были чувствовать чеченцы, оставленное им количество земли положительно не давало им возможности существовать, особенно если принять во внимание, что в то время чеченцы вели исключительно скотоводческое хозяйство. Вот и объяснение проис¬хождения разбоев. Сам г. Берже очень наивно проговаривается на этот счет. Именно, говоря о выселении чеченцев в 1865 году, он сообщает, что русские власти прежде всего решились выселить «всех карабулаков (одно из подразделений чеченского народа), в числе 1,500 семей, которые всегда слыли за отъявленных разбойников, и которые притом, будучи стеснены поселением на их землях 2-го Владикавказского казачьего полка, почти не имели других средств к существованию, кроме хищничества»*. Ка¬жется ясно...
Еще более интересовал меня вопрос о причинах современного пере¬селения кавказских горцев в Турцию. Ежегодно значительное число кабар¬динцев, чеченцев и дагестанцев распродает все свое имущество, конечно, за бесценок, берет иностранные паспорта «для свидания с родственниками в Турции» или для поклонения гробу пророка в Мекке и затем бесследно исчезает с кавказского горизонта. Иногда некоторые из этих лиц снова появляются через несколько лет на родине обнищавшие до последней воз¬можности и проклинающие день, в который им пришла в голову несчастная мысль искать счастья на чужбине. Это обстоятельство, однако, нисколько не влияет на остальную массу горского населения, которое продолжает ежегодно выделять из своей среды значительное число переселенцев.
Прошло уже от 25 до 27 лет с тех пор, как горские народы Кав¬каза покорились русской власти. За это время успело уже народиться целое поколение, которому пришлось жить под русскою властью с самой колыбели и которое, казалось-бы, должно привыкнуть к новым условиям жизни. А между тем туземцы кавказских гор до сих пор предпочитают бросать родину как это им ни тяжело, и уходят в Турцию, как ни скверно живется им там. И с течением времени это движение не только не осла¬бевает, но еще усиливается, как это, например, имело место во второй половине 1883 года. Что-же означает это явление?
Проводя три последние лета в Терской области, я неоднократно задавал вопрос о причинах современного выселения горцев членам администрации, местным ученым и просто обывателям. Большинство из них в ответ говорили о дикости горцев, о том, что, по общему историческому за¬кону, при столкновении двух народностей менее культурная должна неминуемо так или иначе погибнуть, о лености, нерадении и тупости туземцев Терской области и т. п. Действительно, таково ходячее наиболее распространенное мнение о причинах выселения горцев. Но, присматриваясь ближе к делу, я убедился, что все приведенные ламентации, направленные против горцев, не имеют решительно никаких оснований в действитель¬ности.
Если сравнить то, что сделано на Кавказе туземцами и нами, рус¬скими, то менее культурною и менее трудолюбивою нациею придется при¬знать именно русских. Я уже говорил о запустении под русским влады¬чеством огромных пространств на Западном Кавказе, которые были по¬крыты прежде горскими нивами, лугами и виноградниками. Тоже явление приходится наблюдать и в Терской области. Все три лета, которые я про¬вел здесь, я жил по несколько времени в Нальчике, русской слободке, и в тоже время в центральном пункте Большой Кабарды, и здесь мне при¬шлось вволю насмотреться на то, с каким бесстыдством русские истребляли продукты кабардинской культуры и многолетного труда. Около самого Нальчика находится так называемый «Атажукин сад», от которого теперь остались только жалкие остатки. Это был один из тех громадных садов, подобные которым можно встретить только на Кавказе. Это был сад — лес. Он разделялся на две части, из которых одна представляла полукруглую терассу, довольно круто спускающуюся в долину, а другая — самую долину, по которой протекает река Нальчик. Терасса была искусственно разделена на несколько малых терасс, которые, представляя каждая правильный полу¬круг, возвышались друг над другом порогами. Все эти терассы были превращены в великолепные виноградники. Нижняя часть сада была заса¬жена самыми разнообразными плодовыми деревьями — грушевыми, яблонями, «шишками», лычею, вишнями, черешнями, барбарисом, персиком, тутовни¬ком и т. д. Были здесь великолепные аллеи из лип и акаций, была пре¬восходная круглая лужайка, обсаженая огромными персиками и тутовыми деревьями, и т.д. Для поливки виноградников и некоторых частей нижнего сада был проведен из-за нескольких верст канал. В таком виде находился сад в кабардинских руках. Совсем иной вид получил он с тех пор, как русские получили возможность хозяйничать в нем. Канал заброшен. Вино¬градники не обрабатываются и зеленые лозы одичавшего винограда ска¬шиваются на корм скоту, вместе с травою, которою заросли терассы. Плодовые деревья молодые вырыты и пересажены в обывательские сады, а более старые срублены на топливо. Липовые и акацийные аллеи истреблены самым беспощадным образом и я лично был сведетелем того, как истреблялись остатки этих аллей, причем в этом расхищении общественного достояния не церемонились принимать участие наиболее интел¬лигентные члены местного русского населения. Один из этих «интеллиген¬тов», вырубивший много липовых и акацийных деревьев, чтобы не покупать дров, на мой вопрос о том, не чувствует-ли он некоторой неблаговидности в своем поступке, ответил мне, что «здесь этим деревьям стоять не пола¬гается». Громадные деревья, входившие в состав великолепного «круга», тоже большею частью вырублены, а оставшиеся потеряли боковые ветви и полузасохли. В настоящее время «Атажукин сад» представляет огромное заброшенное пространство, заросшее мелким вишняком, колючим кустар¬ником и сорными травами, и только кое-где остались большие деревья, напоминающие о прежней кабардинской культуре. Несомненно, однако, что участь и этих памятников старины очень непрочна.
Верстах в 7 — 8 от слоб. Нальчика, вверх по реке того-же имени, некогда был кабардинский аул, а при нем рос прекрасный сад, зна¬чительно превосходивший своими размерами «Атажукин». Сад этот под-вергся такому-же расхищению со стороны русских, как и «Атажукин», и в настоящее время представляет еще большую мерзость запустения, чем последний.
Такова здесь русская культура, и образцы этой культуры можно видеть повсюду в Терской области. Лицам, говорящим о некультурности горцев и недостатке у них трудолюбия, следовало-бы обратить внимание на эти факты, а также на некоторые другие, характеризующие степень культурности и трудолюбия кавказских туземцев, каковыми фактами могут служить: развитие у горцев архитектуры, образцы которой можно видеть на башнеобразных зданиях Горной Осетии или на башнях по военно-гру¬зинской дороге; скотоводство у горцев вообще и карачаевцев в особен¬ности, ухитрившихся развести огромные стада рогатого скота на непри¬ступных высотах у подошвы Эльборуса; на ирригацию на Кумыкской пло¬скости, отчасти у чеченцев и в «особенности в Закавказьи, ирригацию, подобную которой русские здесь никак не могут устроить, несмотря на содействие научной техники и капитала; на широкое распространение среди горцев кустарных промыслов, на превосходнейшие местные кустарные изде¬лия из шерсти, шелка и металлов, и т. д. Останавливаться на всех пере-численных фактах я не буду, так-как это завело-бы нас слишком далеко от предмета статьи — выселения горцев. Не могу, однако, не поговорить об одном предмете, знакомство с которым даст читателю понятие и о горской культуре, и о трудолюбии горцев, а вместе с тем покажет, насколько должны быть серьезны причины, изгоняющие горцев из родной страны на чужбину. Я говорю о земледелии в горах.

«Кавказские Горцы»,
Я. Абрамов,
«Материалы для истории черкесского народа»,
Северо-Кавказский филиал традиционной культуры
М.Ц.Т.К. «ВОЗРОЖДЕНИЕ», 1990 г.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)