Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Иранизация северо-кавказских племен: Великая Скифия или Хазарский каганат?

Иранизация северо-кавказских племен: Великая Скифия или Хазарский каганат?

Иранизация северо-кавказских племен: Великая Скифия или Хазарский каганат?
История
admin
Фото: Адыги.RU
18:27, 28 январь 2020
12 769
0
Фраза “прямые потомки скифов - осетины” стала давно уже классической в практике гидов и музейных экскурсоводов. Между тем, это скорее классический пример бездумного повторения лишь одной из научных гипотез. Но главное, что фраза эта обычно звучит у скифских памятников, расположенных на Украине, в Крыму, в южных областях России, в Казахстане, Туве - то есть именно в тех регионах, народы которых имеют реальные основания считать себя потомками скифо-сарматского мира. Хазарский каганат в X веке. Карта А.Родионова к книге Л. Гумилева "Открытие Хазарии. Древняя Русь и Великая Степь" Скифских курганов, да и курганов вообще как таковых на территории Северной и Южной Осетии нет. Получается некий вопиющий с точки зрения теории экскурсоведения и музейного дела разрыв между рассказом и показом. Нечто уж совсем в духе “ушельцев”. Сайты
Иранизация северо-кавказских племен: Великая Скифия или Хазарский каганат?

Фраза “прямые потомки скифов - осетины” стала давно уже классической в практике гидов и музейных экскурсоводов. Между тем, это скорее классический пример бездумного повторения лишь одной из научных гипотез.
Но главное, что фраза эта обычно звучит у скифских памятников, расположенных на Украине, в Крыму, в южных областях России, в Казахстане, Туве - то есть именно в тех регионах, народы которых имеют реальные основания считать себя потомками скифо-сарматского мира.

Хазарский каганат в X веке. Карта А.Родионова к книге Л. Гумилева "Открытие Хазарии. Древняя Русь и Великая Степь" Скифских курганов, да и курганов вообще как таковых на территории Северной и Южной Осетии нет.
Получается некий вопиющий с точки зрения теории экскурсоведения и музейного дела разрыв между рассказом и показом. Нечто уж совсем в духе “ушельцев”.
Сайты осетинских энтузиастов скифского наследия переполнены фотографиями и прорисовками артефактов из Украины, Алтая и Тувы - это с одной стороны.

осетины-казаки А с другой стороны крымские и украинские экскурсоводы (в большинстве своем никогда не бывавшие в Осетии и даже не видевшие никогда реального осетина) бодро выстраивают некую эволюционную линейку: скифы - сарматы - аланы - осетины.

Притом, что даже происхождение сарматов от скифов крайне сомнительно, уже не говоря о том, что аланы появляются как активная историческая сила вовсе не на Северном Кавказе, а в Приднепровье.


Рассмотрим несколько научных публикаций и сделаем несколько комментариев, прежде чем обосновать свою рабочую гипотезу о происхождении осетинского языка (точнее диалектов), а еще точнее иранизации ряда северо-кавказских племен в результате военно-политической экспансии Хазарского каганата (пояснения к карте) и мощного культурного влияния Великого Шелкового пути и его центра ираноязычной Согдианы.

Ну и для сочетания рассказа и показа (как нас, специалистов по туризму и краеведению учат) рекомендуем подборку фотографий осетин на кавказском форуме. Заодно там можно вникнуть и в вековые распри северо-кавказских народов, не утихающие и сейчас.
Для начала скопируем академическую точку зрения:

Современный осетинский язык сложился в результате внесения языка ираноязычных аланов, ушедших от нашествий татаро-монголов и Тамерлана c предгорий Северного Кавказа в горы Центрального Кавказа, в среду проживавшего в этом районе аборигенного населения (говорившего, предположительно, на языке или нескольких языках кавказской группы).

Ещё первыми русскими и европейскими исследователями и путешественниками, посетившими Кавказ, было замечено явное отличие осетинского языка от языков соседних(кавказских и тюркских) народов. Долгое время вопрос о происхождении осетинского языка был дискуссионным и выдвигались самые разные гипотезы.

Известный европейский ученый и путешественник академик Гюльденштедт, побывавший на Кавказе в 1770 и 1773 годах, выдвинул теорию происхождения осетин от древних половцев. Он находил сходство некоторых осетинских имён с половецкими.

Позднее, в первой половине XIX века, другой учёный-путешественник, Гакстгаузен, обосновывал теорию германского происхождения осетин. Он исходил из факта совпадения отдельных осетинских слов с немецкими, а также из общности у этих народов ряда предметов культуры и быта. Учёный полагал, что осетины являются сохранившимися на Кавказе остатками готов и других германских племен, разбитых гуннами.

Несколько позже учёный мир узнал и о третьей теории становления этого народа. Она принадлежит известному европейскому путешественнику и этнологу Пфаффу, по мнению которого осетины имели смешанное иранско-семитское происхождение. Пфафф утверждал, что осетины представляют собой результат смешения семитов с иранцами, исходя из сходства некоторых осетинских и еврейских обычаев и внешности многих горцев с евреями.

Однако позднее была доказана неправильность этих трёх теорий и приняты они не были.

В первой половине XIX века знаменитый европейский путешественник Ю. Клапрот высказал гипотезу иранского происхождения осетин. Вслед за ним, в середине того же столетия, российский академик финского происхождения Андреас Шёгрен на обширном языковом материале доказал раз и навсегда правильность этой точки зрения. В конце XIX века результаты, полученные Шёгреном, были подтверждены и дополнены исследованиями Всеволода Миллера.

Долгая изоляция (осетины несколько веков были единственным индоевропейским народом в регионе) привела к тому, что осетинский язык обогатился необычными для индоевропейских языков явлениями в фонологии (смычно-гортанные согласные), в морфологии (развитая агглютинативная падежная система), в лексике (слова с затемнённой этимологией, семантические параллели и явные заимствования из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков) и синтаксисе (групповая флексия, система послелогов вместо индоевропейской системы предлогов, безаккузативная парадигма склонения).

Осетинский язык сохраняет следы древних контактов с германскими, тюркскими, славянскими и финно-угорскими языками.

Сравнение с другими языками

Хотя осетинский язык относится к иранским языкам, с другими современными иранскими языками он имеет очень мало общего. Даже родственные осетинскому по восточноиранской группе языки — ягнобский и пушту — значительно от него отличаются.

Существуют сходства современного осетинского языка с древними иранскими языками: древнеперсидским, авестийским и санскритом, что указывает на древнее обособление предков осетин от остальных иранцев и подтверждает общепринятую теорию, согласно которой осетины являются изолированным реликтом скифо-сарматского ираноязычного мира.

Теория скифо-сармато-аланского происхождения осетинского языка подтверждается, в частности, наличием в лексике и даже грамматике следов близких и продолжительных контактов со славянскими и германскими языками.

Наиболее похожим на осетинский является язык венгерских ясов (потомки аланов, переселившихся в Венгрию XIII веке), из-за чего в англоязычной литературе ясский язык (ныне мёртвый) часто называется диалектом осетинского языка.

Осетинская письменность

Иранизация северо-кавказских племен: Великая Скифия или Хазарский каганат? На основании большого количества памятников можно допустить, что предки осетин — кавказские аланы — имели письменность уже с III—IV вв. Ю. Н. Воронов упоминает о сердоликовой инталии в золотой оправе с изображением женщины и двух мужчин и с аланской надписью греческими буквами: «Нина есть, её семейство есть, на груди есть» из могильника Тхубун в Абхазии. Это подтверждает и анализ известной Зеленчукской надписи (X век).
Зеленчукская надпись характеризуется постоянством передачи одних и тех же осетинских звуков одними и теми же греческими знаками, что говорит о существовании в этой области известных навыков и традиций. (Гагкаев К. Е. Осетинско-русские грамматические параллели. Дзауджикау: 1953. С. 7)

До второй половины XVIII века сведений об осетинской письменности нет.”

* {Итак:
1. Древней и средневековой осетинской письменности не существует.
2. Существуют аланские памятники на греческом языке. В Абхазии. И, насколько я понимаю, в очень многих других странах. Есть некоторый повод считать аланов ираноязычными.
3. Повода считать осетинов прямыми и единственными потомками аланов, я пока не наблюдаю.
* “Зеленчукская аланская надпись

Аланская надпись греческими буквами из Зеленчука (Кабардино-Балкария)Единственной сохранившейся достоверной аланской надписью является так называемая Зеленчукская надпись, выполненная на большой каменной плите, найдена Д. М. Стручковым в 1888 г. в верховьях реки Большой Зеленчук на территории Карачаево-Черкессии.

Иранизация северо-кавказских племен: Великая Скифия или Хазарский каганат?Надпись выполнена греческими буквами на аланском языке. Опубликована впервые в 1893 г. В. Ф. Миллером, признавшим ее осетинской. Подобный вывод был сделан им на основании того, что в тексте несколько раз приводится осетинское слово «фурт». Некоторые детали предлагаемого им осетинского прочтения надписи вызывали и у самого Миллера сомнения. С тех пор идея об осетиноязычности Зеленчукской надписи утвердилась в науке, хотя до сих пор не предложено ни одной до конца научно обоснованной версии чтения надписи на осетинском языке.

Что касается слова «фурт», то в других иранских языках в значении «сын» оно не обнаружено. По признанию В. Т. Абаева, «в лексике армянского и осетинского языков множество кавказских элементов, в том числе и таких, которые в самих кавказских языках не сохранились. Эта кавказская лексика распознается не только в периферийных частях словаря, но и в основном словарном фонде». Слово «фурт» сохранилось в ингушском фольклоре. ”

* Любознательный читатель далее по ссылке может ознакомиться с как бы не-академической точкой зрения ингушей на связи между аланами и нахским языком и кобанском археологической культурой. Вполне понятна и даже симпатична концентрация ингушских исследователей именно на таких связях. И не очень понятно предпочтение русских любителей истории именно к точке зрения осетин, ведь есть еще и карачаевский, черкесский, кабардинский, адыгский, балкарский взгляд на скифское, сарматское и аланское наследие.
Вполне естественным для русских исследователей и уж тем более - любителей истории будет внимание к южно-русскому и казачьему наследию скифов. Выделение тут только одной из линий - осетинской, при полном отсутствии скифских артефактов на территории Осетии, не может считаться “русским делом”.
Иранизация северо-кавказских племен: Великая Скифия или Хазарский каганат? * Единственное объяснение: зачем навязывать гипотезу “осетины - прямые потомки скифов” -заключается в том, что крымские татары, казаки, ингуши, карачаевцы были репрессированы по указанию Сталина, а осетины - нет.}

В иронском диалекте выделяется говор жителей Южной Осетии (т. н. «кударский», «южанский» или «туальский»), характеризующийся регулярными переходами согласных (дз в дж и др.) и качеством гласных переднего ряда. В южных говорах больше грузинских заимствований, в северных на месте тех же заимствований — русские корни (например, «роза» на севере называется розæ, а на юге уарди). Некоторые авторы выделяют кударский говор в качестве диалекта (в частности, на основании особой парадигмы будущего времени глагола).
В литературе описано более дробное деление на говоры, однако в современных условиях происходит нивелирование незначительных отличий в смешанном населении городов и крупных селений.

До 1937-го года дигорский диалект осетинского языка в РСФСР считался языком, для него был разработан специальный алфавит, основана литературная традиция. Однако в 37-ом дигорский алфавит был объявлен «контрреволюционным», а дигорский язык был вновь признан диалектом осетинского языка.

… В дигорском, например, нет гласного /ы/ — иронскому /ы/ в дигорском диалекте соответствуют /у/ или /и/: мыд — муд «мёд», сырх — сурх «красный», цыхт — цихт «сыр». В дигорском не произошла палатализация заднеязычных к, г, къ с переходом в ч, дж, чъ соответственно; отсюда: ирон. чызг (из *кызг) — диг. кизгæ «девушка», карчы (из карк-ы) — карки «курицы» (родительный падеж) и т. д.

Между диалектами есть большое число лексических расхождений. Это слова, которые в обоих диалектах абсолютно различны, слова созвучные, но с выходом за рамки обычных фонетических соответствий и слова, различающиеся употреблением. Среди совершенно различных в двух диалектах слов можно назвать гæды — тикис «кошка», тæбæгъ — тефсег «тарелка», æвзæр — лæгъуз «плохой» и другие. По данным М. И. Исаева в дигорском диалекте до 2500 слов, которых нет в иронском.

Грамматические различия сводятся к отсутствию в дигорском комитатива (совместного падежа): ирон. æмбалимæ — диг. æмбали хæццæ «с другом» (где -имæ падежное окончание, а хæццæ — послелог). В остальном набор грамматических категорий совпадает, хотя во многом различны падежные и временные показатели (например, местный внешний падеж на -ыл в иронском и на -бæл в дигорском: æвзагыл — æвзагбæл «на языке»).

Во многих дигорских словах сохранился показатель именительного падежа -æ, утраченный в иронском диалекте: чызг — кизгæ «девушка», мыст — мистæ «мышь», мад — мадæ «мать». В дигорском диалекте есть ряд суффиксов, которые не представлены в иронском — например, -гон (дон «вода», донгон «у воды»).

Оба осетинских диалекта в свою очередь делятся на говоры.
Иронский диалект Дигорский диалект Перевод
Салам! Салам! Привет!
Куыд у? Куд æй? Как дела?
Хорз. Хуарз. Хорошо.
Чи дæ уарзы? Ка дæ уарзуй? Кто тебя любит?
Дæ фыд кæм и? Дæ фидæ кæми ’й? Где твой отец?
Цы кæныс? Ци кæнис? [chi kænis] Что с тобой? Что ты делаешь?
Ме’мбалимæ рацу-бацу кæнын. Ме ’нбали хæццæ рацо-бацо кæнун. C другом (подругой) прогуливаюсь.
Стыр Хуыцауы хорзæх нæ уæд! Устур Хуцауи хуæрзæнхæ нæ уæд! Пусть нашей будет благодать Великого Бога!

… Иранские языки. Современная общепринятая классификация
Другие арийские языки
нуристанские языки • Индоиранские: дардские языки • индоарийские языки • митаннийский

Восточно-иранские языки
Изображение скифского всадника на золотой гривнеДревние языки: авестийский† • аланский† • бактрийский† • скифский† • согдийский† • хорезмийский†
сакские: хотаносакский† • тумшукскосакский† • кашгарский†

пушту - основная народность Афганистана - светловолосые и голубоглазыеСовременные языки: осетинский • ягнобский • пушту • ванеци

Северопамирские языки: старованджский† • язгулямский •

Шугнано-рушанский кластер: (баджувский • бартангский • рошорвский • рушанский • сарыкольский • хуфский • шугнанский)

так обычно выглядят памирцы и китайские киргизыДругие памирские языки: ваханский • ишкашимский • зебаки • йидга • мунджанский • саргулямский

Северозападно-иранские языки
Древние языки: мидийский† • парфянский† • азери†
Современные языки: Тати-талышская подгруппа: килитский† • талышский • тати •
• Прикаспийская подгруппа: гилянский • мазандеранский • велатру • шамерзади • семнанский •
• Курдская подгруппа: курманджи • сорани • келхури • лаки •
• Подгруппа заза-гурани: гурани • зазаки •
• Центральноиранская подгруппа: центральноиранский (вкл. еврейско-иранские диалекты) • сивенди • таджриши† •
• Белуджская подгруппа: белуджский • башкарди •
• Подгруппа ормури-парачи: ормури • парачи

классическое лицо перса из высшей кастыЮгозападно-иранские языки
Древние языки: древнеперсидский † • среднеперсидский (пехлеви)†
Современные языки: татский • лурско-бахтиярский • диалекты Фарса • ларский • курдшули • кумзари
Персо-таджикский кластер: персидский язык (фарси) • еврейско-персидский • хазара • дари • таджикский • еврейско-таджикский

Источник: Словари и энциклопедии на Академике. Осетинский язык

* Отметим, что иранско-еврейские языковые конгломераты имеют самое широкое распространение как среди югозападных иранских языков, так и среди северо-западных. Сложно понять, почему осетинские диалекты (или какая-то их часть) не могут считаться совместным результатом Хазарского каганата как политической силы и культурным влиянием ираноязычных центров Средней Азии - Согдианы и Бактрии.
* и еще одна цитата, которая дает основание горским евреям Кавказа также претендовать на прямое происхождение от скифов, ведь горские евреи также говорят на языке иранской группы:

обложка пластинки "Музыка горских евреев"Горские евреи (самоназвание — жугьур [джуhур], мн. ч. жугьургь, более традиционно также гьивр) — субэтническая группа евреев Восточного Кавказа. До середины XIX века жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже — в Израиль.

Говорят на диалектах татского языка иранской ветви индоевропейской семьи (в совокупности называемых также еврейско-татским языком); распространены также иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык.

По одной из версий, фамилия Джугашвили Иосифа Сталина на грузинском языке буквально означает сын (швили) еврейки (джуга). Но, честно, говоря, я не силен в грузинском… Читал и о том, что Сталин считается осетином.

В заключение этого обзора - простая причина “постыдности” происхождения от хазар и “славности” происхождения от скифов. Кстати, слово баши-бузук (был такой род спецназа в армии Османской Турции), от иранских слов баши - голова и буз - рубить. Есть такие слова и в русском - башка и бузить. Но нет смысла говорить, что в русский язык эти слова попали лишь с пресловутым “игом”. В русском, а особенно в казачьих говорах огромное число иранизмов утвердилось еще со скифских времен. Впрочем, и со времен “неразумных хазаров” тоже…

….хазары были наиболее процветающим и культурным народом из всех, с которыми у русов имелся территориальный контакт на ранней стадии их завоеваний. Причем контакт, видимо, очень тесный, ибо в Итиле выросла целая колония купцов-русов, а в Киеве поселилось много евреев-хазар.
Увы, по прошествии тысячи с лишним лет после рассматриваемых событий советский режим сделал максимум усилий для того, чтобы искоренить память об
исторической роли хазар и их культурном наследии. 12 января 1952 г. лондонская “Таймс” опубликовала заметку под заголовком: “Умаление древнерусской культуры. Отповедь советскому историку“. Речь шла о критике газетой “Правда” советского историка, преуменьшившего достижения древнерусской культуры. Историком этим был профессор М. И. Артамонов, повторивший на заседании Отделения истории и философии Академии наук СССР теорию, изложенную им в книге 1937 г.: будто древний Киев многим обязан хазарам. Он изобразил их передовыми людьми, ставшими жертвами агрессивных устремлений русских.

“Проф. Артамонов, не считаясь с фактами, снова представил хазар жертвой “агрессивных” устремлений русских. Касаясь восточного похода Святослава, М.
И. Артамонов заявил, что Саркел “следует рассматривать как один из важнейших форпостов русской политической и культурной экспансии (?!) на Восток“.
Все эти рассуждения, - писала “Правда“, - не имеют ничего общего с историческими фактами [...]. Хазарский каганат, представлявший собой примитивное объединение различных племен, не играл никакой положительной роли в создании государственности восточных славян. К тому же государственные образования у восточных славян, как повествуют древние источники, возникли задолго до известий о хазарах [...].

Что касается Хазарского каганата, то он не только не способствовал развитию древнего русского государства, а, наоборот, тормозил процесс объединения восточнославянских племен и рост русской
государственности. Хазары совершали на славян опустошительные набеги и держали в порабощении некоторые из этих оседлых племен с широко развитыми земледелием и ремеслами. [...].

Извращая историю древней Руси, проф. Артамонов пытается приспособить историю к своей надуманной схеме. Во имя этой ложной схемы он превозносит хазарское “наследство” проявляет непонятное любование хазарской культурой. [...].

Материалы, полученные нашими археологами, говорят о высоком уровне культуры древней Руси. Только попирая историческую правду, пренебрегая фактами, можно говорить о превосходстве
культуры хазар, от которой не сохранилось ни одного значительного памятника.

Даже городская культура хазарской столицы была завозной или созданной руками пришлых мастеров - хорезмских, византийских русских и других. В идеализации Хазарского каганата приходится видеть явный пережиток порочных взглядов буржуазных историков, принижавших самобытное развитие русского народа.
Ошибочность этой концепции очевидна. Такая концепция не может быть принята советской исторической наукой”.


“Аттила был, в конечном итоге, всего лишь владыкой в царстве шатров. Государство его исчезло - тогда как презренный град Константинополь сохранил свою силу. Шатры пропадают, города остаются. Государство гуннов было смерчем…”

Востоковед XIX века Кассель (26), написавший эти строки, полагал, что хазар постигла та же участь - по тем же самым причинам. Однако присутствие гуннов в Европе продлилось каких-то 80 лет *, а Хазарский каганат продержался чуть ли не четыре века. Хазары тоже жили в шатрах, но имели наряду с шатрами крупные городские поселения и превратились из племени воинов-кочевников в народ земледельцев, скотоводов, рыбаков, виноградарей, торговцев и опытных ремесленников. Результаты исследований советских археологов свидетельствуют о существовании развитой культуры, не имевшей ничего общего с “гуннским смерчем”. Найдены остатки поселений, тянувшихся на несколько миль (13; 24), где дома были связаны крытыми переходами с большими хлевами, овчарнями и конюшнями, имевшими размер от 3-3,5 до 10-14 метров, с крышами на опорах. По остаткам плугов, в которых запрягали быков, можно судить о замечательном мастерстве их создателей; о том же говорят сохранившиеся предметы материальной культуры - пряжки, застежки, украшения седел.
* Примерно с 372 г., когда гунны двинулись из северо-каспийских степей на запад, до смерти Аттилы в 453 г.
Особенный интерес представляют ушедшие глубоко в землю фундаменты кольцевых построек. По сведениям советских археологов, их находят на всей территории обитания хазар и относятся они к более раннему периоду, чем “нормальные” четырехугольные сооружения. Круглые дома символизируют, несомненно, переход от переносных, куполообразных шатров к постоянному жилищу, от кочевого к оседлому, вернее, полуоседлому существованию. Арабские источники того времени утверждают, что хазары жили в своих городах, даже в столице Итиль, только зимой, а с наступлением весны свертывали шатры, покидали дома и уходили вместе с крупным и мелким рогатым скотом в степи либо разбивали лагеря рядом со своими полями и виноградниками.
Раскопки также демонстрируют, что в поздний период каганат был окружен линией фортификационных сооружений, возведенных в VIII-IХ вв., защищавших северные границы степного пространства. Крепости эти образовывали полукруг, тянувшийся через низовья Донца, Дона и Волги. С юга Хазария была защищена Кавказским хребтом, с запада Черным морем, с востока Хазарским морем - Каспием. Однако линия крепостей представляла собой всего лишь внутренний круг, оборонявший постоянное ядро хазарских земель; граница их владычества над северными племенами была непостоянной и зависела от результатов войн. На пике могущества они контролировали или собирали дань более чем с тридцати народностей и племен, обитавших на обширных территориях между Кавказскими горами, Аральским морем, Уральскими горами, городом Киевом и в причерноморских степях. К подчиненным хазарам народам принадлежали булгары, буртасы, гуззы, венгры, готские и греческие колонии в Крыму и славянские племена в лесостепях Поднепровья.

Хазарские армии заходили и дальше, проникая в Грузию, Армению и Арабский Халифат до Мосула. По словам советского археолога М. И. Артамонова, “до IX века никто не мог соперничать с хазарами, владычествовавшими над северным Причерноморьем, прилегающими степями и лесами Приднепровья. На протяжении полутора веков хазары были полноправными владыками южной половины Восточной Европы и образовывали могучий бастион, запирая урало-каспийский проход из Азии в Европу. Все это время они отражали набеги кочевых племен с Востока.”



© Адыги.ру
По материалам: kraevedenie.net
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)