Берсей Умар Хапхалович
История в лицах
Берсей Умар Хапхалович (1807 — ?) — педагог-просветитель, лингвист, первый адыгский писатель-баснописец. Родился в одном из абадзехских селений, недалеко от нынешнего г. Майкопа. В раннем возрасте попал в Египет, получил неплохое домашнее образование в семье местного вельможи, совершенствовал свои знания, некоторое время находясь в Париже.
Берсей Умар Хапхалович (1807 — ?) — педагог-просветитель, лингвист, первый адыгский писатель-баснописец. Родился в одном из абадзехских селений, недалеко от нынешнего г. Майкопа. В раннем возрасте попал в Египет, получил неплохое домашнее образование в семье местного вельможи, совершенствовал свои знания, некоторое время находясь в Париже. Хорошо владел арабским, французским, тюркскими и русским языками. Вернувшись на родину и приняв русское подданство, в феврале 1843 поступил в армию в качестве переводчика при начальнике правого фланга войск Кавказской линии. В этот период оказал значительную помощь в сборе и интерпретации материалов для «Этнографического очерка черкесского народа» К. Ф. Сталя. После ухода в отставку в чине поручика в 1849, он был назначен преподавателем черкесского языка в Ставропольскую губернскую гимназию. В годы работы в Ставропольской гимназии (1850—1860) раскрылись его незаурядные способности и разнообразные дарования как талантливого педа-
гога-воспитателя, ученого-лингвиста и историка. Вот далеко не полный перечень научных работ и трудов Берсея, относящихся в основном к ставропольскому периоду жизни: доклад «Характеристический очерк тюркского периода Кавказской истории» (1852), «Букварь черкесского языка» (Тифлис, 1853), «Грамматика черкесского языка» (1858), «Краткий русско-черкесский словарь» (1859), «Черкесская азбука на русской графической основе» (1861), «Алфавит для кабардинского языка на русской графике» (совместно с П. К. Усларом, 1862). Особое значение среди перечисленных работ имел «Букварь черкесского языка», получивший в целом положительные оценки и отзывы многих известных ученых и исследователей Кавказа. «Букварь У. Берсея, несмотря на недостатки и небольшой объем, представлял собой значительное событие в отечественной кавказоведческой науке того времени, в нем выявлено оригинальное понимание и толкование автором тех или иных явлений адыгейского языка» (У. С. Зекох). Вариант азбуки для черкесского языка, предложенный Берсеем, признавался одной из наиболее удачных попыток такого рода, из всех предпринимавшихся кавказоведами в течение XIX столетия. Помимо азбуки и грамматических уроков в «Букваре...» были помещены оригинальные тексты 12 басен на черкесском языке, арабские варианты некоторых из этих басен и словарь к первым четырем басням. Притчи и басни отличаются национальным колоритом, острой социальной направленностью, значительными художественными достоинствами. Учениками Берсея по Ставропольской гимназии и достойными продолжателями его трудов на просветительском поприще были такие известные деятели науки и культуры Северного Кавказа, как Казн Атажу-кин и Адиль-Гирей Кешев.
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?