Этнография
Аул Тугургой
Этнография / 24 февраль 2016
В самом центре аула Тугургой примерно в 1910-1915 гг. была построена деревянная мечеть. При Советской власти по указанию председателя Сельского совета мечеть была разобрана. Но место, на котором
Аул Шовгеновск (Хакуринохабль)
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Хакуринохабль с 1872 г. действовала одна мечеть, с 1875 г. — две, а с 1893 г. — три. В последующие годы число мечетей доходило до семи. Эти мечети действовали до 1931 г. При мечетях работали
Аул Джерокай
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Джерокай до революции были две мечети. Одна принадлежала Шевцокову Карбечу, другая — Гуаго Биболету. В одной из мечетей вместе работали Шевцоков Карбеч и Меретуков Нух, а в другой — Гуаго
Аул Кабехабль
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Кабехабль было две мечети. Они действовали до начала второй мировой войны. Одну из них разрушили, а в здании второй мечети разместили аульский клуб. Также в ауле было медресе, где преподавал
Аул Уляп
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Уляп, а точнее Ульском (до 1926 года аул официально назывался Ульский) до периода репрессий действовали 8 мечетей. При семи мечетях из восьми были открыты медресе. Но и они не могли охватить
Аул Урупский (Шъхьащэфыжь)
Этнография / 24 февраль 2016
Аул Урупский (Шъхьащэфыжь) — уникальный аул, где проживают представители почти всех субэтносов адыгского (черкесского) народа, богат яркими личностями. Он основан после завершения Кавказской войны.
Аул Коноковский (Бачмизий)
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Коноковском (Бачмизий) была построена одна мечеть, при которой работал один эфенди. Жители аула, занимавшиеся религиозной деятельностью в разное время в должности эфенди: Шебзухов Ахмед,
Аул Кургоковский (Кургокай)
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Кургоковском в дореволюционный период были две мечети, где работали два имама. Первая небольшая мечеть была построена в конце XVIII века в восточной части аула. Вторая, большая, с минаретом,
Аул Псыбэ
Этнография / 24 февраль 2016
По воспоминаниям аульчан мечеть в ауле Псыбэ находилась в самом центре аула. При Советской власти в 1930-1933 гг. мечеть переделали в школу. Эфенди в ауле были Ачмизов Сагид Учужукович и Ачегу Сеталь
Село Цыпка
Этнография / 24 февраль 2016
В селе проживают адыги (черкесы), большая часть которых переехала из а. Б-Псеушхо до войны в 1930-е годы. Тешева Хани Батыровна вспоминает о своем муже Тешеве Нухе Хуатовиче, что он, будучи юношей,
Аул Большое Псеушхо
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Большое Псеушхо была мечеть, в которой читали Азан и совершали намаз. По воспоминаниям одного из аульчан — Тешева Мурдина, аульская мечеть была очень красивой, у неё были резные карнизы, а
Возвращение, или История одного маленького черкесского аула
Этнография / 19 февраль 2016
Шла одна из самых трагических и длительных войн на Земле – война за присоединение Кавказа к России. Спустя два года после покорения Чечни, Дагестана и падения Шамиля, состоялась встреча императора
Синдское государство, Зихия, Абхазия, Косогия
Этнография / 19 февраль 2016
Центром державы синдов явился город Синдика, государственным языком - древнегреческий язык, ставший основой современных западнокавказских языков. Синдские цари чеканили собственную монету.
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Этнография / 19 февраль 2016
Аул Мафэхабль — это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты. Решение об основании этого аула было принято 1 августа 1998 года после переселения первой группы
Грузия, Иран и Кавказ
Этнография / 19 февраль 2016
Грузины, имеющие глубокие связи и культурную близость с северокавказскими народами, в IV в. приняли христианство. Грузия также подверглась нападению войск Ченгизхана и Тимурленга во время их походов
Теучежский район
Этнография / 19 февраль 2016
Теучежский район, как самостоятельная административная единица, был образован 1 августа 1924 года. Первоначально район назывался Джиджихабльским. Районный центр находился в ауле Джиджихабль. В конце
В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)
Этнография / 17 февраль 2016
Когда я стал младшим научным сотрудником Института этнографии Академии наук СССР, мне поручили исследование земельных отношений в дореволюционной Балкарии, и в связи с этим я отправился туда за
Кавказ. Абхазия, Аджария, Шавшетия, Посховский участок. Путевые заметки графини Уваровой, 24-3 июля
Этнография / 25 ноябрь 2015
24-го — 3 июля. Новороссийск только что возникающий русский город на берегу реки Цемес и бухты того же имени, на месте древней Горгипии, по мнению Дюбуа, или известной турецкой крепости Сунджук-Кале
Черкесы – для ресурсных войн
Этнография / 25 ноябрь 2015
Ошибется тот, кто думает, что главной ударной силой контроля транснациональных корпораций за территориями будет сошедшая на пентагоновские сайты со страниц американских комиксов «армия будущего».
Аскъэлай (Ассоколай)
Этнография / 25 ноябрь 2015
Аскъэлай (Ассоколай) - аул расположен на реке Марта. Переселился на нынешнее место в 1850 году. Наименование аула состоит из собственного имени Аскъал и притяжательного аффикса - ай, "аул
Топонимы Черноморского побережья. Адлер.
Этнография / 26 сентябрь 2015
АДЛЕР - рабочий поселок (административный центр одноименного района г. Сочи). Название «мыс Адлер» встречается в исторических документах уже в начале 30-х годов XIX века. Русский офицер, дипломат,
"Дороговизна и земельная спекуляция". Что писали о Сочи 100 лет назад
Этнография / 25 сентябрь 2015
В 1902 г. в Санкт-Петербурге был издан фактически первый путеводитель по Черноморскому побережью Кавказа - «Край гордой красоты». Его автор – писатель С. Васюков. Предлагаю Вашему вниманию небольшой
Город Майкоп - русская крепость
Этнография / 05 сентябрь 2015
Город Майкоп утвержден в этом статусе в 1870 г., а русская крепость с таким названием построена в 1857 г. В 1912 году впервые был напечатан И.Г.Харламовым исторический очерк о Майкопе. . В советское
Цlэмэзыкъал (Цlэмэз) - адыгское название города Новороссийск
Этнография / 05 июль 2015
Цlэмэзыкъал (Цlэмэз) - адыгское название города Новороссийск. Наименование принадлежит бухте, а также речке, впадающей в Цемесскую бухту. В прошлом место, где расположен город, адыги называли также
Панахес
Этнография / 02 май 2015
В декабре 1923 - январе 1924 гг. начинающий тогда, а позже видный советский этнограф Опанас Семёнович Бежкович (происходивший из кубанских казаков) в рамках своей этнографической экспедиции посетил
Аул Боташева
Этнография / 22 март 2015
Согласно «Ведомости исчисления кабардинского народа... », составленной в 1825 году, на реке Терек располагался аул узденя первой степени Актолы Боташева, принадлежавшего князю Арсланбеку
Аул Тауй
Этнография / 21 март 2015
Касаясь аулов, название которых созвучно рассматриваемой фамилии, отметим еще один документ ~ краткое описание Псекупского округа, относящееся к 1866 году. В этот округ, располагавшийся на левой
Аул Кошерокова
Этнография / 20 март 2015
В книге историка Александра Мусукаева «Века род ос ло-вий& напечатано предание, согласно которому «В середине XVIII века в местности Гедуко, в районе нынешнего Кенже, поселились дворяне Кошероковы, а
Аул Абаева
Этнография / 19 март 2015
Согласно «Ведомости исчисления Кабардинского народа.., &, составленной с участием Якуба Шарданова в 1825 году, в ауле первостепенного узденя Мамсыра Абаева (Абаева) проживал Матгери Таов, которому
Знаем ли мы историю этой земли? Сочи.
Этнография / 14 март 2015
Сочи - история и мифология черноморского курорта. Семь с половиной тысяч лет назад, к концу последнего ледникового периода, пляжная полоса Чёрного моря была на девять километров дальше от
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Этнография / 14 март 2015
1. Адыгэ мыжъу — «Черкесский камень». По пути к станице Даховской у дороги лежит огромная глыба. Она когда-то оторвалась от скалы и недалеко от р. Белой задержалась. В далеком прошлом место служило
Не могу молчать!
Этнография / 14 март 2015
Как быстро все меняется в этом мире... Кажется, еще вчера бросали они нашу сестру поперек седла, словно мешок с травой, и увозили насильно жениться, а сегодня вручают кинжал в подарок. Пусть
Население, хозяйство, общественное устройство адыгов в XIV-XVI вв
Этнография / 14 март 2015
К XIV в. внешнеполитическая обстановка на Северном Кавказе претерпела изменения. Во время татаро-монгольского нашествия половцы и аланы были разгромлены и часть половцев укрылась в горах, куда были
Хоста
Этнография / 14 март 2015
Первое упоминание о Хосте относится к II веку.Хоста — река, находящаяся в этой местности, упоминается еще Флавием Аррианом. В своем сочинении, изложенном в форме письма, адресованного римскому
Бэджын и1уашъхь
Этнография / 14 март 2015
Бэджын и1уашъхь (Беджин иуашх)-курган на восточной окраине. Беджин – собст. имя, образованное от нарицательного бэджын – название блюда, и – притяж. аффикс, 1уашъхь "холм", "курган". "Курган Беджина".
Абгецки
Этнография / 14 март 2015
Абгецки (Абыцха) - горный перевал на границе Абхазии и Карачаево-Черкессии, разделяет долины рек Санчаро и Большой Лабы; высота – 3053м. По мнению С.Х.Ионовой, ороним переводится, как «хворостина»
Абба
Этнография / 14 март 2015
Абба - небольшая горная речка в Краснодарском крае, левый приток р.Кичмай (бассейн р.Шахе); в долине реки находится одноименное урочище, где в прошлом находилась священная роща убыхов и шапсугов. По
Абардансу
Этнография / 14 март 2015
Абардансу - река в республике Кабардино-Балкария, правый приток Чегема; образуется из слияния рек Сегиштису и Илекутю. В основе перевода гидронима лежат балкарские абадан – «старший» и су – «вода»,
Абана
Этнография / 14 март 2015
Абана - горный источник в бассейне р.Мамисондон (республика Северная Осетия). Переводится с грузинского, как «баня». Так здесь называются места, где имеются минеральные источники. Такое же название
Абайтикау
Этнография / 14 март 2015
Абайтикау (Абайта) - развалины селения в Северной Осетии; находятся в левобережье р.Ардон, восточнее селения Верхний Згид; это крайнее восточное селение Закинского ущелья. В основе перевода топонима
Абазыкишлак
Этнография / 14 март 2015
Абазыкишлак - горная вершина в республике Карачаево-Черкессия, расположена в верховьях рек Аликоновка, Эшканон, Кичмалка, высота –2148м. В основе первого элемента оронима лежит самоназвание
Абазинка
Этнография / 14 март 2015
Абазинка - небольшая речка, правый приток р.Кубань. Впадает в нее северо-восточнее г.Черкесска. Берет начало у северо-восточного подножья Пастбищного хребта. Длина – 35 км. В основе названия
Абаза-Хабль
Этнография / 14 март 2015
Абаза-Хабль - аул в Адыге-Хабльском районе республики Карачаево-Черкессия, находится в верховьях р.Малый Щеблонок (лев. приток р.Большой Зеленчук.). Основан в 1928 году переселенцами из аула
Абазакт
Этнография / 14 март 2015
Абазакт - аул в Хабезском районе республики Карачаево-Черкессия, расположен в долине р.Малый Зеленчук. До 1850-го года находился между рекамиУрупом и Кяфаром. Бывшее название аула – Егибоковский
АБАДЗЕШ (АБАДЗЕХ)
Этнография / 14 март 2015
АБАДЗЕШ вершина на плато Мурзикао (район нагорья Лагонаки) в верховьях р.Курджипс. Названа по одной из этнических групп адыгов - абадзехов. Второе название вершины Абадзех - Абадзехская. Одноименное
Экономика Происшествия

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
x