Этнография
Аул Тауй
Этнография / 21 марта 2015
Касаясь аулов, название которых созвучно рассматриваемой фамилии, отметим еще один документ ~ краткое описание Псекупского округа, относящееся к 1866 году. В этот округ, располагавшийся на левой
Аул Кошерокова
Этнография / 20 марта 2015
В книге историка Александра Мусукаева «Века род ос ло-вий& напечатано предание, согласно которому «В середине XVIII века в местности Гедуко, в районе нынешнего Кенже, поселились дворяне Кошероковы, а
Аул Абаева
Этнография / 19 марта 2015
Согласно «Ведомости исчисления Кабардинского народа.., &, составленной с участием Якуба Шарданова в 1825 году, в ауле первостепенного узденя Мамсыра Абаева (Абаева) проживал Матгери Таов, которому
Знаем ли мы историю этой земли? Сочи.
Этнография / 14 марта 2015
Сочи - история и мифология черноморского курорта. Семь с половиной тысяч лет назад, к концу последнего ледникового периода, пляжная полоса Чёрного моря была на девять километров дальше от
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Этнография / 14 марта 2015
1. Адыгэ мыжъу — «Черкесский камень». По пути к станице Даховской у дороги лежит огромная глыба. Она когда-то оторвалась от скалы и недалеко от р. Белой задержалась. В далеком прошлом место служило
К истории станицы Бабуковской
Этнография / 14 марта 2015
В 1836-1842 годах некоторые жители станицы Бабуковской претендовали на вхождение в российское дворянство. При этом главы семейств представили свидетельства о своем происхождении от абазинских
ЧЕРКЕСЫ (АДЫГЭ)
Этнография / 14 марта 2015
Черкесы (адыгэ) - древнейшие жители Северо-Западного Кавказа. Их история своими корнями уходит далеко вглубь веков, в эпоху камня. На протяжении своей многовековой истории древние адыгэ
Заур Маргиев: Черкесы
Этнография / 14 марта 2015
"Черкесы (1) - многочисленное и воинственное племя, занимавшее в древности западную часть Кавказа и Крымский полуостров, весь Закубанский край и земли, известные под названием Большой и Малой
Т. Половинкина - Сочи: страницы истории
Этнография / 14 марта 2015
Город Сочи занимает территорию площадью 3,5 тыс.кв. км и простирается вдоль восточного берега Чёрного моря от пос. Магри до р. Псоу на 145 км. С давних пор и до окончания Кавказской войны, официально
Город Черкасы
Этнография / 14 марта 2015
В XV веке на Черкасщине появились первые поселения казаков, а Черкассы, основанные в конце XIII века, стали их мощным укреплением в борьбе против польской шляхты, набегов турков и крымских татар. Для
Не могу молчать!
Этнография / 14 марта 2015
Как быстро все меняется в этом мире... Кажется, еще вчера бросали они нашу сестру поперек седла, словно мешок с травой, и увозили насильно жениться, а сегодня вручают кинжал в подарок. Пусть
Символика Республике Адыгея
Этнография / 14 марта 2015
Герб Республики Адыгея (автор Д. М. Меретуков) представляет собой круг, сверху обрамленный лентой с надписью "Республика Адыгея" на русском и адыгейском языках. В середине летны - большая звезда, с
ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕСИИ
Этнография / 14 марта 2015
Черкесия занимала основную часть Кавказа – от побережья Черного и Азовского морей до степей современного Дагестана. В отдельное время восточночеркесские (кабардинские) селения располагались по берегу
Адыгские названия современых поселений Северного Кавказа
Этнография / 14 марта 2015
Абдзэхэхьабл (ХьэпакIэхьабл)- ст. Абадзехская Абрагъо- Абрау Дюрсо Адэрбий- Адербиевка Алмэлы- ст. Ладожская Ахъмэтыкъу-ст. Ахметовская Ащыухьабл-п. Бакинский Бабыкъо къуадж- Бабук аул
Население, хозяйство, общественное устройство адыгов в XIV-XVI вв
Этнография / 14 марта 2015
К XIV в. внешнеполитическая обстановка на Северном Кавказе претерпела изменения. Во время татаро-монгольского нашествия половцы и аланы были разгромлены и часть половцев укрылась в горах, куда были
Территориальное расселение черкесов (адыгов) на карте Кавказа
Этнография / 14 марта 2015
Адыгский народ, в число которых входят современные адыгейцы, кабардинцы и черкесы, был в XVI - XVIII веках одним из самых крупных этнических общностей на Кавказе и оказывал большое и всестороннее
Аул Габукай
Этнография / 14 марта 2015
Мой любимый аул — Габукай! отсюда я начал свой путь большой мир. Дороги жизни пролегли по многим регионам страны. Но где бы я ни был, всегда вижу перед собой родной аул, окаймленный могучим, лесом
РЕКА БЕЛАЯ (ШЪХЬЭГУАЩЭ)
Этнография / 14 марта 2015
Одна из главных рек Адыгеи берет свое начало 'со склонов гор Фишт и Оштен. В нее впадает 3459 притоков, протяженность — 265 километров. Возникновение названия реки, истолковывается в народных
Абадзехский аул Даурхабль
Этнография / 14 марта 2015
Выше мы вкратце познакомили читателя с тем подразделением адыгейцев, которое называлось абадзехами. Теперь сообщим немногие данные об абадзехской сельской общине Даурхабль (Даурхьабл), положившей
БОЛЬШОЙ КИЧМАЙ
Этнография / 14 марта 2015
Аул Большой Кичмай среди коренного населения известен как Шахэк1эй (на литературном адыгейском языке), в русской же транскрипции — ШахэкIэй, а на шапсугском диалекте как Шахэкей). Население аула
Хоста
Этнография / 14 марта 2015
Первое упоминание о Хосте относится к II веку.Хоста — река, находящаяся в этой местности, упоминается еще Флавием Аррианом. В своем сочинении, изложенном в форме письма, адресованного римскому
Бэджын и1уашъхь
Этнография / 14 марта 2015
Бэджын и1уашъхь (Беджин иуашх)-курган на восточной окраине. Беджин – собст. имя, образованное от нарицательного бэджын – название блюда, и – притяж. аффикс, 1уашъхь "холм", "курган". "Курган Беджина".
Абгецки
Этнография / 14 марта 2015
Абгецки (Абыцха) - горный перевал на границе Абхазии и Карачаево-Черкессии, разделяет долины рек Санчаро и Большой Лабы; высота – 3053м. По мнению С.Х.Ионовой, ороним переводится, как «хворостина»
Абба
Этнография / 14 марта 2015
Абба - небольшая горная речка в Краснодарском крае, левый приток р.Кичмай (бассейн р.Шахе); в долине реки находится одноименное урочище, где в прошлом находилась священная роща убыхов и шапсугов. По
Абардансу
Этнография / 14 марта 2015
Абардансу - река в республике Кабардино-Балкария, правый приток Чегема; образуется из слияния рек Сегиштису и Илекутю. В основе перевода гидронима лежат балкарские абадан – «старший» и су – «вода»,
Абана
Этнография / 14 марта 2015
Абана - горный источник в бассейне р.Мамисондон (республика Северная Осетия). Переводится с грузинского, как «баня». Так здесь называются места, где имеются минеральные источники. Такое же название
Абайтикау
Этнография / 14 марта 2015
Абайтикау (Абайта) - развалины селения в Северной Осетии; находятся в левобережье р.Ардон, восточнее селения Верхний Згид; это крайнее восточное селение Закинского ущелья. В основе перевода топонима
Абазыкишлак
Этнография / 14 марта 2015
Абазыкишлак - горная вершина в республике Карачаево-Черкессия, расположена в верховьях рек Аликоновка, Эшканон, Кичмалка, высота –2148м. В основе первого элемента оронима лежит самоназвание
Абазинка
Этнография / 14 марта 2015
Абазинка - небольшая речка, правый приток р.Кубань. Впадает в нее северо-восточнее г.Черкесска. Берет начало у северо-восточного подножья Пастбищного хребта. Длина – 35 км. В основе названия
Абаза-Хабль
Этнография / 14 марта 2015
Абаза-Хабль - аул в Адыге-Хабльском районе республики Карачаево-Черкессия, находится в верховьях р.Малый Щеблонок (лев. приток р.Большой Зеленчук.). Основан в 1928 году переселенцами из аула
Абазакт
Этнография / 14 марта 2015
Абазакт - аул в Хабезском районе республики Карачаево-Черкессия, расположен в долине р.Малый Зеленчук. До 1850-го года находился между рекамиУрупом и Кяфаром. Бывшее название аула – Егибоковский
АБАДЗЕШ (АБАДЗЕХ)
Этнография / 14 марта 2015
АБАДЗЕШ вершина на плато Мурзикао (район нагорья Лагонаки) в верховьях р.Курджипс. Названа по одной из этнических групп адыгов - абадзехов. Второе название вершины Абадзех - Абадзехская. Одноименное
Абадзеш
Этнография / 14 марта 2015
Абадзеш - гора в республике Адыгея , находится в районе высокогорного плато Лаго-Наки; является высшей точкой хребта Мурзикао – 2150м. В основе оронима лежит название одной из этнографических групп
Аскъэлай (аул Ассоколай)
Этнография / 14 марта 2015
По административному делению, закрепленого Положением от 20 января 1866 г. все горское население Кубанской области разделялось на 5 военно-народных округов: Псекупский, Лабинский, Урупский,
НЕКОТОРЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ МЕЖДУ РЕКАМИ БЗЫБЬ И СОЧИ
Этнография / 14 марта 2015
Абхазо-убыхские поселения были по своему характеру почти совершенно тождественными. Как и на всем этом побережье, они представляли собой разбросанные в полном беспорядке отдельные дворы с
Бжъапэ — «Старый хребет»
Этнография / 14 марта 2015
Бжъапэ — «Старый хребет» — тянется от а.Блечепсин мимо а. Ходзь, к югу, к Кавказским горам.
Бэслыней хьаблэ — ст. Бесленеевская
Этнография / 14 марта 2015
Бэслыней хьаблэ — ст. Бесленеевская Мостовского р-на. «Первое из этих племен — Беслен, оно располагается у истоков Лабы, где река вытекает из высоких гор, и его жилища располагаются до истоков р. Ход
Бэнэкъо хьаблэ
Этнография / 14 марта 2015
Бэнэкъо хьаблэ — так называют несколько кварталов севернее средней части аула, где поселились переселенцы из Бэнэкъо: последнее переселение в 1895 г.
Бэнэкъо гъогужъ
Этнография / 14 марта 2015
Бэнэкъо гъогужъ — «Старая дорога в Беноково». Дорога идет от ст. Беноково до р. Лабы.
Бэнэкъо — с. Беноково
Этнография / 14 марта 2015
Бэнэкъо — с. Беноково Мостовского р-на: после того, как в результате Кавказской войны его покинули адыги (черкесы), было заселено русскими. Было основано «беглыми кабардинцами». Ходзинцы толкуют
Бабыгуей
Этнография / 14 марта 2015
Бабыгуей — несколько кварталов в а. Ходзь — «Околоток Бабуговых». Он охватывает территорию от квартала Киржиновых до дома Беданоковых. Некоторые считают, что свое название эта часть аула получила в
Беданокъохьаблэ
Этнография / 14 марта 2015
Беданокъохьаблэ — ст. Переправная Мостовского района. Расположена в 15 км южнее а. Ходзь.
Бамбэчей
Этнография / 14 марта 2015
Бамбэчей — къушъхьахъу — летнее пастбище в горах
Бэрэкъей
Этнография / 14 марта 2015
Бэрэкъей (Баракай) — ст. Баракаевская Мостовского района, заселена русскими в 1862 г., расположена в 30 км южнее а. Ходзь. «В прошлом основан абазинцами. Бэрэкъей, другое абазинское племя, проживает
Ахъсокъо (Ахсоко)
Этнография / 14 марта 2015
Ахъсокъо (Ахсоко) — «Лес Ахса сына». Большой лес в 15 км юго-зап. а. Ходзь. 1 Тлюстен Ю. Б. В а. Ходзь. Майком, 1967, с. 6—7. 2 Адыгэ 1уэры1уатэхэр. Нальчик, 1963. б) Коков Дж. Н. Адыгейская

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031