Этнография
Аул Адамий
Этнография / 24 февраля 2016
По воспоминаниям аульчан в ауле Адамий действовала одна мечеть, а также медресе в центре аула. В ауле жили авторитетные, уважаемые всеми эфенди: Бахко Шалих, Чиназиров Ибрагим, Кудаев Мухаммад (был
Аул Хатукай
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Хатукай действовали 3 мечети. Биржев Махмуд получил духовное образование в Турции, был эфенди аула. Многие жители аула получали религиозные знания самостоятельно, обучали население и работали
Аул Пшизов
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Пшизов действовали 3 мечети, принадлежавшие околоткам, но и была общеаульская Соборная мечеть, расположенная в деревянном здании. Наиболее известными эфенди в ауле были Пшизов Джанхот (Пщыжъ
Аул Кошехабль
Этнография / 24 февраля 2016
В дореволюционное время в ауле Кошехабль действовали три мечети. Но самая главная мечеть, большая и красивая, была построена уроженцем аула Шенджий Лю Траховым на свои средства. «Мечеть по размерам и
Аул Блечепсин
Этнография / 24 февраля 2016
В маленьком ауле Блечепсин действовали 5 мечетей. Центральная мечеть была размером 24 на 8 метров. Впоследствии при Советской власти ее переделали в школу. В ауле проживали 12 эфенди. Имена некоторых
Аул Джамбичи
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Джамбичи действовали 3 мечети и проживали 13 хаджи: Зачерий Брантов, Лыу Чеужев, Джамбеч Сканчибасов, Салих Чеужев, Пат Каноков, Мицух Нажь, Хабеж Шашев, Хамиш Напсо, Алий Цей, Амзан Тешев,
Аул Бжедугхабль
Этнография / 24 февраля 2016
Аул Бжедугхабль, основанный в 1871 году, состоит из бжедугских селений, страдавших от малоземелья по вине Кубанской администрации и первопоселенцев черкесских греков-урумов и черкесских армавирских
Аул Пшичо
Этнография / 24 февраля 2016
Жители аула Пшичо исповедовали всегда Ислам. В ауле было четыре мечети. Затем Хатков Джанхот Паздохович на свои средства построил новую мечеть. Те четыре мечети находились в хаблях (кварталах) аула и
Аул Тауехабль
Этнография / 24 февраля 2016
В дореволюционном ауле Тауехабль действовала одна мечеть и частное медресе. Эфенди аула был Хапат Хаджимос. После того, как мечети были разрушены, до начала Великой Отечественной войны, деятельность
Аул Тугургой
Этнография / 24 февраля 2016
В самом центре аула Тугургой примерно в 1910-1915 гг. была построена деревянная мечеть. При Советской власти по указанию председателя Сельского совета мечеть была разобрана. Но место, на котором
Аул Тлюстенхабль
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Тлюстенхабль была одна мечеть. Вспоминают имена эфенди Пчегатлук Кадырбеча, Хаджфет Гучемукова, Хагур Юсуфа, Мешфес Кадырбеча. У Мешфес Кадырбеча было исламское образование, он обучал детей,
Аул Шовгеновск (Хакуринохабль)
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Хакуринохабль с 1872 г. действовала одна мечеть, с 1875 г. — две, а с 1893 г. — три. В последующие годы число мечетей доходило до семи. Эти мечети действовали до 1931 г. При мечетях работали
Аул Джерокай
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Джерокай до революции были две мечети. Одна принадлежала Шевцокову Карбечу, другая — Гуаго Биболету. В одной из мечетей вместе работали Шевцоков Карбеч и Меретуков Нух, а в другой — Гуаго
Аул Кабехабль
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Кабехабль было две мечети. Они действовали до начала второй мировой войны. Одну из них разрушили, а в здании второй мечети разместили аульский клуб. Также в ауле было медресе, где преподавал
Аул Хатажукай
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Хатажукай действовало пять мечетей. Из них общеаульской и основной считалась одна мечеть. До Октябрьской революции 1917 года в Хатажукае жили эфенди: Дзыбов Магамет, знавший в совершенстве
Аул Уляп
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Уляп, а точнее Ульском (до 1926 года аул официально назывался Ульский) до периода репрессий действовали 8 мечетей. При семи мечетях из восьми были открыты медресе. Но и они не могли охватить
Аул Урупский (Шъхьащэфыжь)
Этнография / 24 февраля 2016
Аул Урупский (Шъхьащэфыжь) — уникальный аул, где проживают представители почти всех субэтносов адыгского (черкесского) народа, богат яркими личностями. Он основан после завершения Кавказской войны.
Аул Коноковский (Бачмизий)
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Коноковском (Бачмизий) была построена одна мечеть, при которой работал один эфенди. Жители аула, занимавшиеся религиозной деятельностью в разное время в должности эфенди: Шебзухов Ахмед,
Аул Кургоковский (Кургокай)
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Кургоковском в дореволюционный период были две мечети, где работали два имама. Первая небольшая мечеть была построена в конце XVIII века в восточной части аула. Вторая, большая, с минаретом,
Аул Псыбэ
Этнография / 24 февраля 2016
По воспоминаниям аульчан мечеть в ауле Псыбэ находилась в самом центре аула. При Советской власти в 1930-1933 гг. мечеть переделали в школу. Эфенди в ауле были Ачмизов Сагид Учужукович и Ачегу Сеталь
Аул Агуй-Шапсуг
Этнография / 24 февраля 2016
По рассказам аульчан в ауле Агуй было две мечети. Большая мечеть располагалась в центре аула. Она имела жестяную крышу и была сооружена лучше любого дома. Это говорит о том, что даже в то голодное
Село Цыпка
Этнография / 24 февраля 2016
В селе проживают адыги (черкесы), большая часть которых переехала из а. Б-Псеушхо до войны в 1930-е годы. Тешева Хани Батыровна вспоминает о своем муже Тешеве Нухе Хуатовиче, что он, будучи юношей,
Аул Большое Псеушхо
Этнография / 24 февраля 2016
В ауле Большое Псеушхо была мечеть, в которой читали Азан и совершали намаз. По воспоминаниям одного из аульчан — Тешева Мурдина, аульская мечеть была очень красивой, у неё были резные карнизы, а
Возвращение, или История одного маленького черкесского аула
Этнография / 19 февраля 2016
Шла одна из самых трагических и длительных войн на Земле – война за присоединение Кавказа к России. Спустя два года после покорения Чечни, Дагестана и падения Шамиля, состоялась встреча императора
Синдское государство, Зихия, Абхазия, Косогия
Этнография / 19 февраля 2016
Центром державы синдов явился город Синдика, государственным языком - древнегреческий язык, ставший основой современных западнокавказских языков. Синдские цари чеканили собственную монету.
О происхождении адыгов через призму религии и мифологию этрусков
Этнография / 19 февраля 2016
(Интерес к проблеме истории и языка этрусков получил новое звучание в последнее десятилетие из уст многих российских и зарубежных исслетователей. В том числе академика РАН А.Т.Фоменко и кандидата
Аул Шенджий, соборная мечеть
Этнография / 19 февраля 2016
Аул Шенджий, соборная мечеть. В сентябре 1898г. состоялось открытие Соборной мечети, построенной Лю Траховым в ауле Шенджий. Это была первая мечеть на Северном Кавказе, построенная из кирпича. На
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Этнография / 19 февраля 2016
Аул Мафэхабль — это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты. Решение об основании этого аула было принято 1 августа 1998 года после переселения первой группы
Грузия, Иран и Кавказ
Этнография / 19 февраля 2016
Грузины, имеющие глубокие связи и культурную близость с северокавказскими народами, в IV в. приняли христианство. Грузия также подверглась нападению войск Ченгизхана и Тимурленга во время их походов
Касо́ги
Этнография / 19 февраля 2016
Касо́ги, (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках, средних веков. 943
Теучежский район
Этнография / 19 февраля 2016
Теучежский район, как самостоятельная административная единица, был образован 1 августа 1924 года. Первоначально район назывался Джиджихабльским. Районный центр находился в ауле Джиджихабль. В конце
В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)
Этнография / 17 февраля 2016
Когда я стал младшим научным сотрудником Института этнографии Академии наук СССР, мне поручили исследование земельных отношений в дореволюционной Балкарии, и в связи с этим я отправился туда за
Кавказ. Абхазия, Аджария, Шавшетия, Посховский участок. Путевые заметки графини Уваровой, 24-3 июля
Этнография / 25 ноября 2015
24-го — 3 июля. Новороссийск только что возникающий русский город на берегу реки Цемес и бухты того же имени, на месте древней Горгипии, по мнению Дюбуа, или известной турецкой крепости Сунджук-Кале
Черкесы – для ресурсных войн
Этнография / 25 ноября 2015
Ошибется тот, кто думает, что главной ударной силой контроля транснациональных корпораций за территориями будет сошедшая на пентагоновские сайты со страниц американских комиксов «армия будущего».
Аскъэлай (Ассоколай)
Этнография / 25 ноября 2015
Аскъэлай (Ассоколай) - аул расположен на реке Марта. Переселился на нынешнее место в 1850 году. Наименование аула состоит из собственного имени Аскъал и притяжательного аффикса - ай, "аул
Топонимы Черноморского побережья. Адлер.
Этнография / 26 сентября 2015
АДЛЕР - рабочий поселок (административный центр одноименного района г. Сочи). Название «мыс Адлер» встречается в исторических документах уже в начале 30-х годов XIX века. Русский офицер, дипломат,
"Дороговизна и земельная спекуляция". Что писали о Сочи 100 лет назад
Этнография / 25 сентября 2015
В 1902 г. в Санкт-Петербурге был издан фактически первый путеводитель по Черноморскому побережью Кавказа - «Край гордой красоты». Его автор – писатель С. Васюков. Предлагаю Вашему вниманию небольшой
Черкеска – не просто одежда
Этнография / 21 сентября 2015
Черкеска – не просто одежда, а определенный образ, которому необходимо следовать всем, кто ее носит. Умение носить черкеску подразумевало как раз умение достойно держать себя, имея в виду
Город Майкоп - русская крепость
Этнография / 05 сентября 2015
Город Майкоп утвержден в этом статусе в 1870 г., а русская крепость с таким названием построена в 1857 г. В 1912 году впервые был напечатан И.Г.Харламовым исторический очерк о Майкопе. . В советское
Расселение адыгов
Этнография / 23 июля 2015
В начале XIX в. Адыги, известный как за кубанские черкесы и кабардинцы ( большой и малой Кабарды), занимали еще сравнительно большой территории на Северном Кавказе - от берегов черного моря на восток
Зихи
Этнография / 15 июля 2015
Зихи — называемые так на языках: простонародном (Volgare — т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига». Они живут [на
БАССЕЙН ПСЕКУПСА (1867 Г.) Часть 2
Этнография / 11 июля 2015
До появления абадзехов в границах нынешней Кубанской области, бассейн реки Псекупса назывался горцами «чирчене» - «чир» земля, в смысле земного пространства, «чене» беспотомственный,
Цlэмэзыкъал (Цlэмэз) - адыгское название города Новороссийск
Этнография / 05 июля 2015
Цlэмэзыкъал (Цlэмэз) - адыгское название города Новороссийск. Наименование принадлежит бухте, а также речке, впадающей в Цемесскую бухту. В прошлом место, где расположен город, адыги называли также
Панахес
Этнография / 02 мая 2015
В декабре 1923 - январе 1924 гг. начинающий тогда, а позже видный советский этнограф Опанас Семёнович Бежкович (происходивший из кубанских казаков) в рамках своей этнографической экспедиции посетил
Аул Боташева
Этнография / 22 марта 2015
Согласно «Ведомости исчисления кабардинского народа... », составленной в 1825 году, на реке Терек располагался аул узденя первой степени Актолы Боташева, принадлежавшего князю Арсланбеку

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031