Этнография
Восточный вопрос
Этнография / 02 сентябрь 2016
Восточный вопрос - принятое в истории дипломатии обозначение международных противоречий XVIII—XX вв., связанных с наметившимся ослаблением Османской империи, активизацией национально-освободительных
Черкесия
Этнография / 02 сентябрь 2016
На территории в виде большого треугольника, образованного берегом Черного моря, рекой Кубанью и ее притоком Лабой, в VIII— X вв. из отдельных этнических групп сформировался народ, называющий себя
Как Пятигорск не стал столицей Кабардино-Балкарии
Этнография / 02 сентябрь 2016
Нижеприведенный отрывок взят из книги "Нальчик глазами современников". В 1973 году в журнале «Новый мир» были опубликованы дневники и воспоминания советского государственного и партийного деятеля А.
ИЗ ИСТОРИИ АУЛА ИНАЛОВА (КАРАГАЧ)
Этнография / 02 сентябрь 2016
В пункте 22 упомянутой карты С. Чичагова (1744) обозначены «восемь деревень Шидак (Сидаков) на той же речке Куркужин владельца Касая Атажукина». В их числе был аул Иналова. На географической карте
ИЗ ИСТОРИИ АУЛА АШАБОВО (МАЛКА)
Этнография / 02 сентябрь 2016
В XVII-XVIII вв. аул принадлежал узденю Миншаку Ашабову, герою Канжальской битвы 1708 г., активному участнику Борь­бы против крымско-татарской агрессии. На карте Кабарды 1744г. аул Ашабова обозначен
ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ АДЫГСКИХ ЯЗЫКАХ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАПИСИ ЭДМОНДА СПЕНСЕРА, Ф.А. ЩЕРБИНЫ И СЕМЕНА ЭСАДЗЕ
Этнография / 16 август 2016
1. Спенсер Эдмонд («Путешествия в Черкесию. Майкоп, 1993 (перевод с английского Н. Нефляшевой от издания 1839 г. в Лондоне): Эдмонд Спенсер в своей книге пишет, что «. всегда имел правило знакомиться
О НЕКОТОРЫХ ЭТНИЧЕСКИХ НАЗВАНИЯХ АДЫГОВ В ПРОШЛОМ (ЗИХИ, КАСОГИ, ЧЕРКЕСЫ)
Культура / Этнография / 16 июль 2016
В современной исторической литературе утвердилось неправильное историческое обозначение адыгов и их предков в средние века. Между тем, сопоставляя письменные и археологические источники, у меня
Адиюх
Этнография / 25 март 2016
Адииху [Адиюх], поселок в административном подчинении г.Нальчика (с 15.12.95).По имени женского персонажа народного эпоса; букв. «Белорукая». См. 1эдииху.
Адамий
Этнография / 25 март 2016
Адэмые, «Адамий», адыг., на п.б.р. Шхагуаша. Ср. название адыгейского племени адэмий («адемий») - на Шхагуаша и др. речках. Народ «адемжат», или «адеми», на Кубани отмечают различные авторы.
ИЗ ИСТОРИИ АУЛА КОНОВА (АБЗЕВАН - ХАБЛЕ - КУРКУЖИН)
Этнография / 25 март 2016
В «Сборнике документов расселения кабардинцев в XVIII ве­ке» на с. 14 приведено «Объяснение, данное иностранных дел узденями Умаром Минкишевым и Мамбетом Усейном Аджикаевым к Кабардинской карте,
Водопады Ажек
Этнография / 16 март 2016
Название водопада и реки с убыхского языка переводится как «снежный сын» (же (аже) — снег, к (стянутая форма от куа) — сын) или «рождённая снегом»,истоки которой происходят на южном склоне горы
Родственные связи на территории Черкессии
Этнография / 25 февраль 2016
Широкое распространение получают родственные связи между кабардинцами, осетинами и народами Дагестана, заключавшими внутрисослов-ные брачные союзы; династические браки были результатом политических
Аул Калэж
Этнография / 25 февраль 2016
В ауле Калэж действовала одна мечеть. «Я помню маленькой нашу мечеть, которая стояла во дворе нашего клуба, — рассказывает Коблева (девичья фамилия Нибо) Фатмэт Ахмедовна. — Детьми мы ходили туда, с
Аул Хаджико
Этнография / 25 февраль 2016
В ауле Хаджико функционировала одна мечеть. «Мои прадеды одними из первых поселись в этом ауле, — рассказывает Ушхо Салих Ахметович. Когда в мечети начинал звучать Азан, моя мама говорила: «А ну-ка
Аул Тхагапш
Этнография / 25 февраль 2016
Жители аула Тхагапш еще задолго до революции имели мечеть, сделанную из хвороста и обмазанную глиной. Она функционировала до строительства той мечети, которая была закрыта советскими властями. При
Аул Малый Кичмай
Этнография / 25 февраль 2016
В ауле Малый Кичмай до революции была одна мечеть. Поскольку минарет при мечети отсутствовал, призыв к молитве «Азан» читали с рядом стоящего дерева. В одно время дерево хотели срубить, и кто-то из
Посёлок Шахапэ (Головинка)
Этнография / 25 февраль 2016
Посёлок Шахапэ (Головинка) Уже более 15 лет мусульмане поселка собираются на пятничную молитву в частном домике Ачмизовой Нурет. Благодаря имаму Нибо Умару в этот дом люди стали приходить на молитву,
ИССЛЕДОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ  ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 года
Этнография / 24 февраль 2016
В 1849 г. верховья Кубани посетил чиновник Г. Токарев. Среди прочих памятников он осмотрел гробницы на Индыше-Мардже, кладбище у Карт-Джурта и др. Он упоминает, в частности, об одном хорошо
Аул Мафэхабль
Этнография / 24 февраль 2016
Аул Мафэхабль — это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты. Решение об основании этого аула было принято 1 августа 1998 года после переселения первой группы
Аул Егерухай
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Егерухай действовала одна мечеть. Односельчане вспоминают имена эфенди и хаджи того периода: Цеева Ильяса-хаджи, Дагужиева Исхака, Дагужиева Исмаила (вынужден был уехать в Чечню из-за
Аул Адамий
Этнография / 24 февраль 2016
По воспоминаниям аульчан в ауле Адамий действовала одна мечеть, а также медресе в центре аула. В ауле жили авторитетные, уважаемые всеми эфенди: Бахко Шалих, Чиназиров Ибрагим, Кудаев Мухаммад (был
Аул Хатукай
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Хатукай действовали 3 мечети. Биржев Махмуд получил духовное образование в Турции, был эфенди аула. Многие жители аула получали религиозные знания самостоятельно, обучали население и работали
Аул Пшизов
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Пшизов действовали 3 мечети, принадлежавшие околоткам, но и была общеаульская Соборная мечеть, расположенная в деревянном здании. Наиболее известными эфенди в ауле были Пшизов Джанхот (Пщыжъ
Аул Кошехабль
Этнография / 24 февраль 2016
В дореволюционное время в ауле Кошехабль действовали три мечети. Но самая главная мечеть, большая и красивая, была построена уроженцем аула Шенджий Лю Траховым на свои средства. «Мечеть по размерам и
Аул Блечепсин
Этнография / 24 февраль 2016
В маленьком ауле Блечепсин действовали 5 мечетей. Центральная мечеть была размером 24 на 8 метров. Впоследствии при Советской власти ее переделали в школу. В ауле проживали 12 эфенди. Имена некоторых
Аул Джамбичи
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Джамбичи действовали 3 мечети и проживали 13 хаджи: Зачерий Брантов, Лыу Чеужев, Джамбеч Сканчибасов, Салих Чеужев, Пат Каноков, Мицух Нажь, Хабеж Шашев, Хамиш Напсо, Алий Цей, Амзан Тешев,
Аул Бжедугхабль
Этнография / 24 февраль 2016
Аул Бжедугхабль, основанный в 1871 году, состоит из бжедугских селений, страдавших от малоземелья по вине Кубанской администрации и первопоселенцев черкесских греков-урумов и черкесских армавирских
Аул Пшичо
Этнография / 24 февраль 2016
Жители аула Пшичо исповедовали всегда Ислам. В ауле было четыре мечети. Затем Хатков Джанхот Паздохович на свои средства построил новую мечеть. Те четыре мечети находились в хаблях (кварталах) аула и
Аул Тауехабль
Этнография / 24 февраль 2016
В дореволюционном ауле Тауехабль действовала одна мечеть и частное медресе. Эфенди аула был Хапат Хаджимос. После того, как мечети были разрушены, до начала Великой Отечественной войны, деятельность
Аул Тугургой
Этнография / 24 февраль 2016
В самом центре аула Тугургой примерно в 1910-1915 гг. была построена деревянная мечеть. При Советской власти по указанию председателя Сельского совета мечеть была разобрана. Но место, на котором
Аул Шовгеновск (Хакуринохабль)
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Хакуринохабль с 1872 г. действовала одна мечеть, с 1875 г. — две, а с 1893 г. — три. В последующие годы число мечетей доходило до семи. Эти мечети действовали до 1931 г. При мечетях работали
Аул Джерокай
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Джерокай до революции были две мечети. Одна принадлежала Шевцокову Карбечу, другая — Гуаго Биболету. В одной из мечетей вместе работали Шевцоков Карбеч и Меретуков Нух, а в другой — Гуаго
Аул Кабехабль
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Кабехабль было две мечети. Они действовали до начала второй мировой войны. Одну из них разрушили, а в здании второй мечети разместили аульский клуб. Также в ауле было медресе, где преподавал
Аул Хатажукай
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Хатажукай действовало пять мечетей. Из них общеаульской и основной считалась одна мечеть. До Октябрьской революции 1917 года в Хатажукае жили эфенди: Дзыбов Магамет, знавший в совершенстве
Аул Уляп
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Уляп, а точнее Ульском (до 1926 года аул официально назывался Ульский) до периода репрессий действовали 8 мечетей. При семи мечетях из восьми были открыты медресе. Но и они не могли охватить
Аул Урупский (Шъхьащэфыжь)
Этнография / 24 февраль 2016
Аул Урупский (Шъхьащэфыжь) — уникальный аул, где проживают представители почти всех субэтносов адыгского (черкесского) народа, богат яркими личностями. Он основан после завершения Кавказской войны.
Аул Коноковский (Бачмизий)
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Коноковском (Бачмизий) была построена одна мечеть, при которой работал один эфенди. Жители аула, занимавшиеся религиозной деятельностью в разное время в должности эфенди: Шебзухов Ахмед,
Аул Кургоковский (Кургокай)
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Кургоковском в дореволюционный период были две мечети, где работали два имама. Первая небольшая мечеть была построена в конце XVIII века в восточной части аула. Вторая, большая, с минаретом,
Аул Псыбэ
Этнография / 24 февраль 2016
По воспоминаниям аульчан мечеть в ауле Псыбэ находилась в самом центре аула. При Советской власти в 1930-1933 гг. мечеть переделали в школу. Эфенди в ауле были Ачмизов Сагид Учужукович и Ачегу Сеталь
Аул Агуй-Шапсуг
Этнография / 24 февраль 2016
По рассказам аульчан в ауле Агуй было две мечети. Большая мечеть располагалась в центре аула. Она имела жестяную крышу и была сооружена лучше любого дома. Это говорит о том, что даже в то голодное
Село Цыпка
Этнография / 24 февраль 2016
В селе проживают адыги (черкесы), большая часть которых переехала из а. Б-Псеушхо до войны в 1930-е годы. Тешева Хани Батыровна вспоминает о своем муже Тешеве Нухе Хуатовиче, что он, будучи юношей,
Аул Большое Псеушхо
Этнография / 24 февраль 2016
В ауле Большое Псеушхо была мечеть, в которой читали Азан и совершали намаз. По воспоминаниям одного из аульчан — Тешева Мурдина, аульская мечеть была очень красивой, у неё были резные карнизы, а
Возвращение, или История одного маленького черкесского аула
Этнография / 19 февраль 2016
Шла одна из самых трагических и длительных войн на Земле – война за присоединение Кавказа к России. Спустя два года после покорения Чечни, Дагестана и падения Шамиля, состоялась встреча императора
Синдское государство, Зихия, Абхазия, Косогия
Этнография / 19 февраль 2016
Центром державы синдов явился город Синдика, государственным языком - древнегреческий язык, ставший основой современных западнокавказских языков. Синдские цари чеканили собственную монету.
Аул Шенджий, соборная мечеть
Этнография / 19 февраль 2016
Аул Шенджий, соборная мечеть. В сентябре 1898г. состоялось открытие Соборной мечети, построенной Лю Траховым в ауле Шенджий. Это была первая мечеть на Северном Кавказе, построенная из кирпича. На

«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031